Космос полон органики и другие новости

1 ноября 2011

Астрономы из Университета Гонконга, проводя спектральный анализ звезд и газопылевых облаков, обнаружили, что в них содержатся сложные органические молекулы, подобные тем, из которых состоит нефть. Сегодня доминирует мнение, что нефть — это останки древних живых существ, но открытие гонконгских ученых позволяет предположить, что сложная органика может возникать непосредственно внутри звезд. И чем старше звезда, тем больше в ней накапливается органики. Это рождает новую гипотезу происхождения жизни: становится ясно, откуда на планетах могут в достаточном количестве появляться молекулы, служащие элементарными строительными блоками для живых организмов. (1)

Испражнения хищника заставляют жертву бежать

Головастики травяной лягушки очень чутко реагируют на сигналы, полу­чаемые от своих взрослых родственников, — прудовой лягушки и серой жабы. Средством передачи этих сигналов являются экскреты, или, по-простому, какашки. Учуяв испражнения, головастик норовит тут же убежать. Движет им вовсе не брезгливость, а желание выжить. «Наиболее сильную реакцию вызывали выделения голодных прудовых лягушек, которые для головастиков являются естественными хищниками. Экскреты прудовых лягушек, поедавших червей, не вызывали реакции, тогда как аналогичный стимул от лягушек, поедавших головастиков травяной лягушки, продолжал вызывать реакцию», — пишут авторы работы. (2)

Первые земледельцы не спешили бросать охоту

Неолитическая революция, то есть переход от охоты, рыбалки и собирательства к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству, — была крупнейшим переворотом в истории человечества: крестьяне своим трудом могут прокормить множество народа, в результате численность населения стремительно увеличивается, возникают города, чиновники, армии, письменность и прочая цивилизация. Международная группа исследователей заинтересовалась проблемой рациона первых европейских земледельцев, живших шесть тысяч лет назад на территории Дании и Северной Германии. В свое время они набили немало горшков — ученые отобрали 133 черепка, сохранивших следы еды. Химический анализ показал, что 20% из них содержат вещества животного и морского происхождения. Крестьяне не редко ели мясо, а жители прибрежной полосы — морепродукты. Ученые утверждают, что революция была не такой уж стремительной и древние земледельцы все еще довольно сильно полагались на рыболовство и охоту. (3)

ДНК человека помнит о его детстве

Социально-экономические условия, в которых мы росли, оставляют следы в нашем геноме — к такому выводу пришли канадские ученые из Университета Макгилла. Они проанализировали участок ДНК, содержащий около 20 тысяч генов, у двух групп испытуемых — тех, у кого в детстве все было очень плохо, и тех, у кого все было прекрасно. Исследователей интересовали метильные остатки в ДНК — особые химические корректоры, меняющие активность участков ДНК без изменения самой ее базовой последовательности. Оказалось, таких модификаций в нашу генетическую программу в детстве вносится в два раза больше, чем во взрослом возрасте. Они группируются в особые кластеры: так, будто в нашем «молекулярном компьютере» есть блок, анализирующий окружающие нас в детстве условия и пытающийся приспособить к ним организм. Оказалось, что результаты анализа ДНК у двух групп испытуемых существенно различаются. Ученым даже удалось определить метильные «узоры», сопутствовавшие хорошим и плохим социоэкономическим условиям. Выяснить, что за команды шифрует этот химический код, — задача на будущее. (4)

Источники: (1) Kwok S., Zhang Y. // Nature. 2011. October 26. (2) Киселева Е. И. // Зоологический журнал. 2011. № 9. С. 1093–1104. (3) Craig O. E. et al. // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2011. October 24. (4) Borghol N. et al. // International Journal of Epidemiology. 2011. October 20.