Левитин и авось

поделиться:
9 ноября 2011, №44 (222)
размер текста: aaa

— Ложь! Ищут крайнего. Причем того крайнего, который уже в земле… [Человеческий фактор теперь] подразумевает, что человек недисциплинирован, неорганизован, ненравственен и катастрофа произошла «благодаря его преступной халатности», как напишет прокуратура. И те начальники, которые прежде всего виновны, остались в тени. Очень удобная, очень хитрая формула! — возмущался академик Владимир Пономаренко, непререкаемый авторитет в авиационной психологии, когда три года назад «РР» делал расследование о причинах авиакатастроф («Летальный исход», «РР» № 26 от 10 июля 2008 года).

Действительно, человеческий фактор фигурирует как причина большинства авиационных катастроф последних лет. Но правда в том, что это не причина, а симптом. Человеческий фактор указывает на проблемы со всеми людьми, вовлеченными в работу отрасли, и прежде всего с ее руководством (Подробнее читай: «Почему падают самолеты»).

Нельзя, впрочем, сказать, что рост количества авиакатастроф — это вина исключительно министра транспорта Игоря Левитина. Понятно, что есть исторические причины. В 1991 году советский «Аэрофлот» перевез 148 млн пассажиров. В 2000-м — 14 млн перевезли все российские авиакомпании. Понятно, что пилоты уходили массово, ухудшалась система подготовки, а государство резко снизило надзор за отраслью, когда он был особенно нужен. Но за последние 10 лет перевозки начали расти — а контроль летной работы и система подготовки кадров не восстановились.

Аналогичная ситуация во всей российской техносфере, и фактор технического устаревания даже не так тревожен, как «человеческий фактор» — проблема воспроизводства профессионалов и проблема качества и ответственности управления. Это по большому счету вопрос выживания нашей технологической культуры, нашей цивилизации и цивилизованности.

Пилоты, с которыми мы разговаривали, действительно болеют за дело, и таких много. Это все еще элитная сфера, и здесь есть профессионалы, на которых можно опереться в процессе наведения порядка и в подготовке кадров. Летчики понимают, что контроль за безопасностью — это дело государства, политического управления. Но понимают также, что показательное наказание министра или других высоких чиновников само по себе этой проблемы не решит.

Они считают, что можно, конечно, не допускать к эксплуатации тот или иной тип самолетов. Но такие «меры» не станут решением. Новые современные самолеты еще сложнее конструктивно, требуют еще больших ресурсов на освоение и другой квалификации как со стороны персонала эксплуатантов, так и авиационных властей. Через несколько лет мы можем обнаружить, что без должного контроля летной годности, систем подготовки экипажей и других факторов новые самолеты падают не реже, чем старые.

Ключевая мысль пилотов, которые просили нас изложить ее максимально ясно: важно не устраивать очередную порку подвернувшемуся под руку чиновнику и не «бороться за безопасность», закрывая для полетов целые регионы, а менять весь устаревший подход в целом. И это включает не только единую государственную систему контроля безопасности техники, но и главное — человека.

Правильная система должна относиться к пилоту как к элитному спортсмену: с одной стороны, нужен жесткий контроль за профессиональными навыками, психологическим состоянием, состоянием здоровья и даже бытом, с другой стороны — обеспечение возможности повышения квалификации, карьеры, условий для отдыха и поддержания здоровья. В большинстве аварий оказывалось, что летчики не прорабатывали раньше данный тип нештатных ситуаций, они были элементарно не готовы адекватно реагировать. Сейчас пилоты, с одной стороны, практически бесконтрольны, с другой — брошены на произвол судьбы. И то и другое — абсурд.

Главное, по мнению пилотов, — нужно выстраивать образование, это самый долгий процесс и самый важный ресурс. И тут вряд ли уже можно рассчитывать только на прямую передачу знаний от старых профи. Специалисты SASI открывают сейчас в России тренинговый центр, направленный на приведение российской авиационной практики в соответствие с современными мировыми требованиями. Но не стоит думать, что западные партнеры решат за нас проблему профессионализма российских пилотов. Прямо сейчас, срочно необходимо дать возможность (и не дать уклониться от этой возможности) пилотам повышать квалификацию.

И в заключение еще раз о политической ответственности. Бессмысленно назначать виновных за развал и разложение этой или других отраслей за последние двадцать лет. Но бездействие сейчас, равно как и имитация деятельности, фиктивные популистские шаги — хуже, чем преступление, это глупость.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение