--

Не быть флагом

29 ноября 2011

Можно ли выращивать лидеров посредством массовых построений?

поделиться:
размер текста: a a a

 

Знакомая студентка М. позвонила мне вечером:

— Срочно включай телевизор. Срочно! Там я! Я!

Сразу представилась М. в роли ведущей ток-шоу: «Скажите, а как ваши друзья относятся к тому, что вы гей?» Или, может, наоборот — у нее интервью берут? Прищурившись от избытка экспертного знания, она произносит: «Я высоко оцениваю перспективы социал-демократов на выборах в Верхней Баварии…»

Я кинулся включать телевизор (получилось не сразу, благо отвык использовать этот девайс по прямому назначению). Но, увы, студентки в телевизоре обнаружить не удалось. На одном канале два дядьки в серых костюмах дискутировали о модернизации чего-то непонятного. На другом кто-то в кого-то упоенно стрелял. Еще обнаружились: лошади, наводнение, священник и российский флаг.

Флаг вдохновил особенно. Он был выполнен из тел нескольких тысяч молодых людей и девушек, одетых в майки соответственно белого, синего и красного цветов. Построившись в нужном порядке, молодежь образовывала радостно пританцовывающий триколор… Все это действо символизировало готовность страны к проведению Олимпиады в Сочи.

В общем, не нашел я студентки М. на голубом экране. Однако, будучи человеком вежливым, но безнравственным, сообщил ей, что передачу смотрел, радовался ее успехам и не мог уснуть до утра от избытка вдохновения.

История эта со временем забылась. А потом я познакомился с преподавательницей одного московского университета. Очень интеллигентная женщина. Доцент. Кандидат наук. Замдекана. Мы пили кофе из пластиковых стаканчиков и улыбались друг другу.

На почве кофе я ей признался:

— Вот вы такие замечательные, но я никак не могу понять, в чем все-таки главная фишка вашего университета. В Москве гуманитарных вузов несколько десятков, чем вы отличаетесь от других?

— Мы воспитываем будущих лидеров! — гордо ответила преподавательница.

Мне сразу представилось, как в тихих аудиториях из инфантильных студентов делают новых Че Гевар, Махатм Ганди, Хо Ши Минов, де Голлей или на худой конец Путиных.

Вообще воспитание будущих лидеров — очень модная сейчас штука. На каждом углу можно найти какую-нибудь «ассоциацию юных лидеров» или «школу молодежного лидерства». Многие образовательные структуры часто не в силах объяснить, зачем и почему они работают и что у них получается на выходе, и тут на помощь приходит спасительное слово «лидер». Были просто мальчик Вася и девочка Маша, а после произведения педагогических манипуляций получились «лидеры новой России».

Мне всегда было дико интересно, как именно из обычного подростка получается этот самый «лидер».

— Как мы воспитываем лидерские качества? Ну… Мы вовлекаем наших студентов в общественную деятельность, в волонтерство. Вот, например, наши ребята участвовали в мероприятии, посвященном Олимпиаде в Сочи…

— В смысле флаг своими телами выкладывали? — почти пошутил я, вспоминая телевизионный сюжет.

— Ну, почти… — призналась интеллигентная преподавательница. — Они еще изображали карту России и слово Sochi.

Тут я вспомнил, что студентка М. учится как раз на том факультете, где заместителем декана эта преподавательница. И когда она просила меня включить телевизор, то имела в виду именно пафосный флешмоб. Она была одной из тех живых точек, которые образовывали флаг.

Мне стало обидно. И я испортил весь кофе. Точнее, атмосферу его распития.

— У вас получилось очень эффектно, слаженно. Но я знаю, у кого получалось еще эффектнее и слаженнее. Помните начало 30-х годов, город Нюрнберг, съезды НСДАП? Лени Рифеншталь даже фильм сняла по этому поводу…

— Молодой человек, вы передергиваете. При чем тут фашисты?! Мы же про Олимпиаду…

— У нацистов тоже была Олимпиада. Про нее Лени Рифеншталь тоже фильм сняла.

— Что за ерунда! Это некорректное сравнение.

— Вы делаете людей частью флага. А человек не должен быть частью флага. Это аморально, — беспомощно доказывал я.

— Что же в этом аморального?

— Ну как?.. Просто аморально, и все…

— Не понимаю…

Так мы и не смогли договориться. Кофе допили молча.

Наверное, я зря обидел интеллигентную преподавательницу. Только я все равно не понял, зачем университету, вместо того чтобы учить наукам, воспитывать лидеров посредством превращения во флаг. 

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
//
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение