--

Как Химкинский лес съест строителей

В России и Белоруссии начали рисовать комиксы на остросоциальные темы

«Вы что, идиоты? Давай, стукни лейтенанта! Я всю армию прошел. Я тебя бить не буду, бей меня!» — это нарисованный Александр Класковский вышел на митинг против фальсификации итогов выборов президента в Белоруссии. Вообще-то героями русского социального комикса становятся не только оппозиционеры, но и детдомовцы, православные активисты, воспитанники детских колоний и те, у кого нет доступа в интернет. «РР» попытался выяснить, почему нашим соотечественникам важно вместо Микки-Маусов и Суперменов видеть на страницах комиксов самих себя.

Григорий Набережнов
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

7 декабря 2011, №48 (226)
размер текста: aaa

Герои без плащей

Александр Класковский — бывший милиционер. На площадь Независимости в Минске 19 декабря прошлого года он вышел в форме. И стал ругаться с омоновцами, которые оцепили митингующих. Это заметили журналисты; история попала в интернет. Там ее нашла художница Марина Напрушкина, уже давно переехавшая из Белоруссии в Берлин. Так Александр стал героем комикса «Убедительная победа» — наравне с остальными белорусскими оппозиционерами.

Марина нарисовала две 16-страничные газетные истории о том, как развивались события до и после президентских выборов. Рассказ ведется с двух точек зрения — официальной (по материалам белорусских СМИ) и оппозиционной (по блогам, оппозиционным сайтам и свидетельствам очевидцев). Для комикса быстро нашлись западные спонсоры: немецкие фонды Konrad Adenauer Stiftung, Die Zeit-Stiftung Ebelin und Gerd Bucerius и польские галереи — «Захента» в Варшаве и «Арсенал» в Белостоке. Общий тираж комикса на русском, английском, немецком и польском перевалил за сотню тысяч. Русскую версию переправили в Белоруссию, где ее распространяли местные активисты. Около 20 тысяч экземпляров ходило по рукам, распространялось по офисам, раскладывалось по почтовым ящикам в двадцати городах.

— Газета была адресована в первую очередь тем, кто не читает независимые новостные сайты, — объясняет Марина. — Даже у минчан не всегда есть доступ в интернет, а на рабочих компьютерах госучреждений оппозиционные ресурсы заблокированы.

Основной аудиторией комикса стали люди средних лет. В ситуации информационного голода находятся прежде всего мужчины и женщины за сорок из маленьких городов и деревень: им и отослали самую большую часть тиража «Убедительной победы». Сначала Марина получала обычные отклики с обсуждением комикса, предложения помочь в распространении.

— А потом вдруг стали приходить сообщения-отчеты: «Газету за январь распространили, пожалуйста, передавайте февральский номер». И тогда я стала задумываться об издании следующего номера, — рассказывает она.

Для Марины это был первый опыт рисования комикса вообще. Форма подачи нашлась сама: надо было кратко изложить множество сведений о событиях в стране, и комикс тут оказался как нельзя кстати, хотя художница говорит, что не ставила себе задачу создать комикс и не руководствовалась его правилами. Во второй номер газеты, например, кроме повествования о двух белорусских реальностях Марина вставила и практическую информацию: как помочь политзаключенным и их семьям, адреса тюрем, описание условий, в которых содержатся заключенные, заявления бывшего кандидата в президенты Алеся Михалевича о пытках в тюрьме КГБ.
 

Убедительная победа

Автор Марина Напрушкина

Год 2010

Тема Выборы президента в Белоруссии и политическая ситуация в стране.

Сюжет Предвыборная агитация кандидатов и сами выборы постепенно превращаются в грандиозные митинги оппози­ционеров, недовольных результатами выборов.

Метод работы Основной материал для комикса Напрушкина собирала в блогах, официальных и оппозиционных белорусских газетах. Сюжеты воспроизводила по фотографиям и видеорепортажам.

 

Московская художница Виктория Ломаско тоже не любит называть свои рисунки комиксами. По ее словам, она делает «рисованные истории». Но первый крупный успех ей принес именно комикс. В 2009–2010 годах она сделала целый ряд зарисовок на заседаниях Таганского суда Москвы во время процесса над Андреем Ерофеевым и Юрием Самодуровым, кураторами выставки «Запретное искусство».

Только что вышла книга с этими зарисовками. Мы с Викторией листаем отпечатанный оригинал-макет. Фактически это — давно известный жанр судебных зарисовок, только в классических судебных зарисовках все участники процесса безмолвны, а у Виктории герои оживают и говорят: на это есть комиксовые реплики-«пузыри».

«Кто-то в прошлый раз грыз решетку, пена шла изо рта — бесы, они на все способны», — говорят в интервью нарисованным журналистам нарисованные православные активисты из общества «Народный собор», которые и подали иск против Ерофеева.

«Андрей, а зачем вы вообще с этой выставкой в мой музей пришли?» — спрашивает нарисованного Ерофеева нарисованный директор Сахаровского центра, где была выставка.

«Ерофеев, хватит стебаться над свидетелями!» — говорит нарисованный судья.

— Реплики участников процесса воспроизведены дословно? — спрашиваю я у Виктории.

— Да.

— Неужели судья спрашивала: «Ну и че, где прокурор?»

— Да. А по поводу православных — на первом же заседании я была абсолютно заворожена тем, как они выглядят и что говорят. Такие абсурдные образы! Понимаете, они начинают набирать силу, вмешиваться в жизнь светского общества, бороться с ним. Сейчас мы видим последствия приговора Ерофееву: цензура разрастается. Каждый раз, когда подаешь работы в галереи или на выставки, сталкиваешься с этим. В первую очередь она касается православия: все, где хоть как-нибудь изображены священники, кресты, боятся выставлять. Отказывают сразу, даже не разбираясь, о чем проект: знают, что будет то же самое. И этот процесс набирает силу.
 

Урок рисования

Автор Виктория Ломаско

Год 2010

Тема Изолированность воспитанников детской колонии от общества.

Сюжет Портреты воспитанников колонии; рядом с каждым портретом собственный рисунок героя и самая яркая его фраза.

Метод работы Пару лет назад Виктории Ломаско предложили съездить в колонию для несовершеннолетних и чем-нибудь им помочь. Она решила заняться с ними арт-терапией: ездила в колонию и проводила занятия с воспитанниками, объясняя им, как рисовать комиксы. Подростки выполняли ее задания, в частности рассказывали о своей судьбе в рисунках.

 

Художник-репортер

Главное преимущество комикс-репортажей о реальных событиях — скорость. И читателю, и художнику этого жанра важно не качество отрисовки, а содержание.

В российской практике рисованные репортажи делают чаще всего с судебных заседаний — в 2009 году в поддержку Ходорковского и Лебедева даже был организован конкурс «Рисуем суд». Электронный «Ежедневный журнал» представлял в картинках самые яркие эпизоды заседаний суда, каждый его выпуск содержал отчет о неделе судебных баталий. За полгода вышло 25 выпусков, в которых комиксы дополняли текстовую информацию. С этого же суда вела графический репортаж «Новая газета»: художник Борис Жутовский ходил на заседания и отрисовывал происходящее там с натуры.

На Западе спектр тем для комикс-репорта­жей значительно шире. Основоположником жанра считается Херлуф Бидструп с его «Путевыми заметками» — именно он придумал делать графический репортаж. А больше всех прославился в этом жанре Джо Сакко с комикс-романом «Палестина», изданным в 1993 году: в нем он рассказывает о солдатах и мирном населении во время палестино-израильского конфликта в секторе Газа в 1991–1992 годах. Комикс построен очень просто: Сакко разговаривает с первыми встречными и ведет повествование в стиле «что вижу, о том пою». Палестинцы говорят о себе, о соседях-евреях, о своем государстве. В 2000 году комикс-репор­таж переиздали, сейчас он ездит по выставкам в разных странах, и везде отме­чают: с 1993-го ничего не изменилось, комикс не потерял актуальности.

— Я рисовал про девочек, которые танцуют со стульями, про грабителей поездов в костюмах пингвинов. У меня много комиксов про героев без героики, про простых людей, — рассказывает питерский художник Илья Обухов.

Год назад он и подумать не мог, что будет активно интересоваться реальной жизнью своего города. Но в сентябре 2010-го ему вдруг предложили вести еженедельную рубрику на сайте газеты «Деловой Петербург»: каждую пятницу рассказывать в шести картинках о самых важных и актуальных событиях в городе.

Илья говорит, что почувствовал себя настоящим журналистом: читал новостные ленты, следил за развитием тех или иных сюжетов. Но в его комиксе все зарисовки были выдумками-фантазиями. Художник-комиксист «залезал» в кабинет главной городской начальницы и делал репортаж о том, что там происходит, как «на самом деле» принимаются политические решения.

Самый ударный комикс был про дороги. В конце марта этого года в Питере снег стал быстро таять, и в асфальте появились огромные дыры.

— К главной женщине города прибегает начальник всех городских дорог и сообщает, что вместе со снегом сходит и асфальтовое покрытие, — рассказывает Илья сюжет комикса, все персонажи которого, разумеется, выдуманные. — Все долго удивляются и возмущаются, потому что еще до зимы дороги были отремонтированы по заграничной технологии, и все должно быть нормально. Но потом дорожный начальник сокрушенно сообщает, что вся иностранная методика сводится к тому, что асфальт клали трезвые рабочие.

Художница Виктория Ломаско не играла в репортера, она фактически им была. Ее комикс-репортаж, образы и сцены с ее рисунков разошлись по страницам СМИ, которые писали о процессе над «Запретным искусством». Это понятно: на многих судебных заседаниях фото- и видеосъемка запрещена, и комикс-репортаж становится почти единственной возможностью рассказать о рассмотрении дела во всех красках. Художник-комиксист в таких условиях чувствует себя как военкор в горячей точке.

— Я ходила почти на все заседания, может быть, пропустила около трех, — рассказывает Виктория. — Часто ходили вместе с Антоном Николаевым (соавтор и друг художницы. — «РР»). На последних заседаниях была одна, было ощущение опасности и драйва одновременно. Опасности — потому что свидетели обвинения то прямо, то косвенно угрожали мне. Например, лидер «Народного собора» Владимир Сергеев сказал: «Мы таких художников сами распишем-разрисуем». Православные бабушки иногда пытались вырвать зарисовки, проклинали меня.

По словам Виктории, в зале суда рисовать легко, потому что персонажи никуда оттуда не денутся. Некоторые, правда, закрывались Библиями и кутались в платки. Но на последние заседания и особенно на оглашение приговора было очень трудно попасть.

— Самодуров провел меня как свою сестру, — говорит Виктория. — В зале не было свободного места, я залезла в «клетку» для обви­няемых, рисовала там, стоя на скамье. Мне повезло: это была единственная точка обзора.
 

Назидательное «бу-бу-бу»

Один из своих самых мощных проектов — «Респект» — комиксист Хихус (См. также: 7 вопросов Хихусу. О преподавании комиксов) придумал после того, как на него напал неонацист с кас­тетом. С Хихусом мы встречаемся в одной из московских суши-забегаловок, здесь принято сидеть за столом на циновке и не курить. Художнику на вид лет тридцать, на самом деле сорок с лишним. Футболка с неразборчивым цветастым принтом. Хвост до пояса, состоящий из множества косичек. Я начинаю понимать и почему на него напали, и почему ему это не понравилось.

— Просто я всегда был очень социально активным человеком, — говорит Хихус. Он прожил восемь лет в Европе и все это время воевал с местной полицией. Сначала против объединения Европы. Потом против сноса поселений сквоттеров. Тогда искусство для него было отдельно, а социальная деятельность отдельно. Потом он вернулся в Россию, и ему предложили поучаствовать в проекте «Реанимация».

Надо было нарисовать мультик против наркотиков. Хихус нарисовал два — «Красные башмачки» и «Путешествие маленького принца». К его удивлению, они понравились не только заказчикам, но и детям и даже социальным педагогам, которые, как правило, такие инновации встречают в штыки. Педагоги сказали, что мультики «честные, жесткие, без общепринятых страшилок и моралей, с открытым концом».

— И тогда я понял, что задача социальных арт-проектов — не давать готовые решения, а поднимать вопросы, о которых трудно говорить, — объясняет Хихус.

По этому принципу сделан его последний проект — «Тачки». Тематика у него разная: борьба с наркотиками, толерантность, адаптация детдомовцев.

— Скажем, есть в детских домах проблема: воспитанники, выходя оттуда в 17–18 лет, искренне считают, что чай появляется в чайнике в восемь утра. А если его там нет, то они сидят и не знают, что надо засыпать в него чай и залить кипятком. Я не утрирую.

Примерно так формулируется социальный запрос для комикса. В «Тачках» он был такой: большинство детдомовцев мечтают купить машину, но как это сделать правильно, не знают. Сюжет комикса: двое детдомовцев собрались купить автомобиль. Пошли на рынок, там торговец продал им автомобиль задешево. А через пару километров тачка развалилась. История реальная: весь материал собирался со слов и воспоминаний бывших детдомовцев.

Первый вариант появился зимой; в нем жулики были злыми, а дети — добрыми. Получалось, что плохие дяди продали ангелочкам бракованную машину.

— А потом мы прочитали с детьми и поняли: неправильный подход, — говорит Хихус. — Выпускники приютов и так очень любят обвинять злую судьбу во всех своих бедах. Поэтому злые жулики исчезли, остался добрый дядя. Его спрашивают: «Зачем ты детям продал такое говно?», а он отвечает: «Во-первых, они не дети, а взрослые лбы, а во-вторых, сами должны знать, что покупают. Я просто выставил на продажу, а дальше их дело».

— А не слишком простой это комикс? — Я лис­таю страницы, и мне кажется, что меня кормят каким-то наивняком.

— Нет. Вот мы работали с группой учеников 7–10-х классов. В ней только пятеро знают, что им нужны водительские права. А что такое ТО, КАСКО, ОСАГО, сколько стоит бензин, не знают и эти пятеро. У одного был бизнес-план: «Мне дают 200 тысяч, я на них целиком покупаю автомобиль, еду в аэропорт. В аэропорту, я слыхал, мне дают полторы тыщи до Москвы, за 80 поездок отобью свою машину и дальше буду ездить бесплатно». Какого уровня комикс ты предлагаешь делать для этих детей?

Сейчас у Хихуса еще два запроса. Первый — «Невеста»: комикс-проект для девочек из детдома, который должен развеять иллюзии по поводу принцев-олигархов, которые ждут красивых девушек с распростертыми объятиями. Второй — неутешительная статистика, свидетельствующая о росте ксенофобских настроений в стране.

— Мы специально назвали проект «Респект», потому что слово «толерантность» заезжено до полного жупела. Более того, толерантность предполагает всепрощение и все­приятие, а если ко мне подойдет нацик, я и сам могу вдарить, — говорит Хихус. — Мы считаем, что уважение к чужой культуре может идти исключительно от уважения к собственной и к самому себе. Ведь только человек, который себя не уважает, рассчитывает получить какие-то готовые ответы от дяди Васи сбоку.

По мнению Хихуса, проект вряд ли заставит скинхедов бросить биты. Зато даст повод задуматься:

— Все культуры на Земле давным-давно смешались, получился этакий фарш. И теперь глупо лупить его бейсбольной битой с требованием, чтобы он расползся на свинину и говядину. А вот как с этим жить — вопрос.

Под этот проект Хихус получил грант Евросоюза и заручился поддержкой Института Гете и Британского совета. «Респект» делают десятки художников из разных стран. Они собираются вместе и рисуют разные комиксы на тему национальных взаимоотношений. В итоге выйдут книжки-открытки громадным тиражом — под 50 тысяч. Их будут раскидывать по вузам, ПТУ, школам.

— Но эту проблему пытались решить неоднократно. Почему комикс ее вдруг решит? — сомневаюсь я.

— Понимаешь, невозможно посадить ребенка или группу детей и сказать: «Давай поговорим с тобой честно о трудных социальных вопросах. Расскажи мне о наркотиках». Ребенок будет это воспринимать как назидательное «бу-бу-бу» на 25 минут, после которых можно будет снова пойти тусоваться в подъезд. А когда есть комикс… Тут не надо открываться, сразу про себя говорить; можно отвлечься и обсуждать Васю, Петю…
 

Заказать супергероя

Социальный запрос, о котором говорит Хихус, каждый художник определяет для себя сам. Для Алексея Иорша, например, важно сделать так, чтобы критически мыслящих читателей стало больше. Его самые успешные комиксы — «Доброволец» (о том, как летом 2010 года тысячи людей самостоятельно тушили лесные пожары) и «Фукусима».

Если второй — это фантазия о том, как бы чувствовали себя японцы, окажись они в Мос­кве на правах гастарбайтеров, то первый основан на реальных впечатлениях самих добровольцев, собранных в блогах.
 

Доброволец

Автор Алексей Иорш

Год 2010

Тема Гражданское общество и лесные пожары в 2010 году.

Сюжет Двое ребят чи­тают новости в интер­нете о расширении площади лесных пожаров в России и понимают: просиживать штаны в московском офисе они не могут. Садятся в машину и едут в Шатурский район, где видят истинный масштаб бедствия.

Метод работы Иоршу пришло приглашение от фестиваля комиксов «Бумфест», а выставлять было нечего. Тогда он решил делать комикс про лесные пожары. Фактуру, факты и диа­логи он набрал из записей в блогах. Портреты героев взял из открытых источников и сам доработал.

 

Мы сидим у Иорша на кухне, пьем зеленый чай из маленьких чашек и обсуждаем плачевное состояние современной журналистики.

— У нас вообще нет сейчас традиции самостоятельного высказывания, — говорит Иорш. — Журналисты, например, работают «в формате». Я помню, как в перестройку тиражи рванули к миллионам, люди читали все, московские газеты выписывали на Сахалине, и каждый журналист чувствовал себя царем, богом и воинским начальником. А сейчас журналист стал поставщиком контента.

В отличие от журналистов, художники, рисующие социальные комиксы, могут говорить об актуальном со своих собственных позиций, в своем формате. Их аудитория — люди, которые хотят трех вещей: информации, качественного стеба и критической оценки происходящего. Как выясняется, все эти люди — читатели и адресаты социального комикса в России — в той или иной степени аутсайдеры.

У Хихуса это детдомовцы. У Виктории Ломаско с ее проектом «Урок рисования» — воспитанники колоний, которых никто не хочет слышать и видеть в современном обществе; их запрос — просто быть услышанными. У Напрушкиной — жители белорусской глубинки, отключенные от интернета и происходящих в стране событий.

Проект Георгия Прокопова «Городские легенды» тоже собрал под своим крылом людей, до которых было сложно достучаться.

Прокопов — не художник, а пиарщик. Проект делает по заказу. Заказчик — компания «Московские информационные технологии», у которой, в свою очередь, контракт с мэрией на создание информационного центра и распространение информации о деятельности властей. В компании научились работать с газетами, телевизором, писать пресс-релизы для журналистов. Неохваченной осталась интернет-аудитория. В итоге решили поэкспериментировать с комиксами, которые рассказывают о проблемах москвичей.

Некоторые похожи на триллер со счастливым концом. Например, в комиксе «Бомбила» наивного туриста вызываются подвезти частники — и заламывают бешеную цену. Аферу замечают «официальные» таксисты, которые бросаются на помощь и спасают незадачливого путешественника. В другом комиксе бравые чиновники проводят операцию по охоте на страшного преступника — «Однорукого бандита». С помощью специальных приложений на iPad они быстро вычисляют бандита и закрывают все его игорные залы. В итоге в Москве счастье и радость: вместо игорных залов открывают булочные и детские клубы.

— А почему бомбил не замочил какой-нибудь «супер-Собянин»? — спрашиваю я.

— Конечно, это на поверхности лежит. Но избито. У нас не было задачи показывать, что Собянин — супергерой и летает в плаще. Надо же проблему показать…

Задача проекта сейчас — поднимать актуальные городские проблемы, рисовать комиксы и выкладывать их на сайт. Получается этакая адаптация скучного пресс-релиза для сетевой аудитории. Один из комиксов, про метро, в первый день набрал 30 тысяч просмотров, во второй еще 50 тысяч, в третий — 70 тысяч.

— Итого примерно 150 тысяч за три дня, — говорит Георгий. — Плюс картинки копировались на других сайтах, форумах, в блогах.

В России появление любого комикса, который сделан под заказ, становится большим событием для комиксистов. Они до сих пор рассказывают друг другу историю про Марата Гельмана, который собирался в Тверской области строить издательский технопарк и уделить в нем большое внимание комиксам. Только где этот проект и будет ли он воплощен, не знает доподлинно никто.

На Западе ситуация иная: в Европе и Штатах комиксы под заказ делают уже очень давно. В Израиле создали своего национального религиозного супергероя — Shaloman, который борется со злом во всем мире. Еще накануне Второй мировой войны в США выпускали комикс The Yellow peril о «желтой угрозе»: так расценивало общество в то время живших в США выходцев из Японии и Китая. После войны популярностью пользовались военные комиксы, созданные по заказу Пентагона и рассказывавшие о том, как американские солдаты воюют «за демократию» в разных странах мира.

Но по-настоящему социальным комикс стал в 60–70-е годы. В законодательстве США тогда был пункт о запрете любого упоминания наркотиков. Это не помешало Министерству здравоохранения, образования и социального обеспечения при президенте Никсоне заказать создателю Человека-паука Стэну Ли рекламу против наркотиков в одном из комиксов. Так появились выпуски № 96–98 про Человека-паука: в них друг Паркера пристрастился к наркотикам, и супергерою впервые приходится бороться не с отдельным злодеем, а с целой социальной проблемой.

— А в России я не видел ни одного комикса под заказ, — говорит Георгий Прокопов. — Ни про Химкинский лес, ни про снос в Мос­кве исторических зданий, ни про деятельность «Синих ведерок» или Гринписа. А ведь это по 150 тысяч просмотров за два дня! Кто полезет читать скучный многостраничный отчет о деятельности правозащитной организации?

Я сразу начинаю фантазировать и придумываю несколько сценариев для организаций, о которых периодически сам пишу. Приключения дырявых крыш и нерадивых чиновников с Федором Горожанко в главной роли. История про то, как гаишник за «синим ведром» охотился. Как Химкинский лес ел строителей, которые его рубят…

— А нужен вообще заказ, чтобы рисовать социальные комиксы? — спрашиваю я потом у Иорша.

— И да и нет, — отвечает он. — Беда в том, что в той же Америке люди примерно представляют, как работать с комиксистом, что он может. А мы пока еще друг друга не нащупали и не можем найти. Недавно пришел ко мне один заказчик, начал: «Надо нарисовать». И добавил: «Я буду отслеживать, что вы рисуете. Представьте мне для начала ваши комиксы». А я ответил: «А вы, пожалуйста, покажите ваши проекты». Мне же тоже интересно, с кем я буду работать. А в ответ получаю гневную отповедь: «Я великий специалист по комиксам, меня нельзя об этом спрашивать! И вообще куча народа выстроилась в очередь». Ну о каком заказе может идти речь с таким отношением? 
 

ИстЕрия Сибири

Автор Константин Еременко

Год 2010

Тема Возможное отделение Сибири от России и недовольство отношением Москвы к региону как к большой нефтяной скважине, которую можно доить, не давая ничего взамен.

Сюжет Известные исторические личности делают историю Сибири и высказываются по этому поводу. Автор интерпретирует события по-своему и злобно их комментирует. Скажем, фразу Ломоносова «Могущество российское будет прирастать Сибирью» Еременко переводит на современный язык так: «Нефть — наше все».

Метод работы Еременко случайно прочитал в «ЖЖ» пост с каким-то «правильным историческим исследованием»; чему был посвящен пост, он уже не помнит, но его, по его словам, «зацепила риторика». За пару минут он собрал исторические факты про Сибирь, переписал их. Подобрал исторических персонажей, отрисовал их и добавил диалоги. На всю работу ушла пара дней.

 


×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Yandex dasevenda 10 декабря 2011
Пяты наши дышла точат.
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение