--

Зрителем единым

24 января 2012

На днях открылся 41-й Роттердамский кинофестиваль, одновременно с фестивалем в американском Санденсе, — с них традиционно начинается большой фестивальный сезон.

поделиться:
размер текста: a a a

Киносмотров уже давно больше, чем дней в году, и эта тенденция не идет на спад, несмотря на экономическую рецессию, а главное — несмотря на рецессию художественную, то есть нехватку настоящего, несымитированного арт-кино.

В какой-то момент возникло ощущение, что мировое фестивальное движение окончательно стало частью бизнеса, индустрии, бесконечной красной дорожкой, ярмаркой тщеславия, имеющей отношение к чему угодно, только не к искусству кино как таковому. Казалось, что кино умрет (и довольно скоро), а кинофестивали — никогда.

Но, невзирая на вынужденную индустриализацию (каждый смотр старается обзавестись своим собственным кинорынком), именно эти площадки по-прежнему дают возможность понять, что происходит с современным кинематографом. Даже если ничего особенного в нем не происходит или дела его плохи. Это и довольно эффективная форма альтернативного проката и коммуникации с публикой: практически все главные фестивали, открытые для зрителей, фиксируют ежегодный прирост аудитории.

Кстати, именно публика в последнее время становится главной фишкой фестивалей, которые в дополнение к обычным показам придумывают для нее разного рода интерактивные удовольствия. Например, в этом году в Роттердаме большой выдумщик и изобретатель Мишель Гондри, переосмысливший «любительскую эстетику», открыл для зрителей мастерскую: каждый успевший туда записаться может в реальном времени снять вместе с Гондри короткометражный фильм.

В общем, все и всяческие границы размываются на наших глазах, и это лишь стимулирует нас к тому, чтобы не стоять на месте. Фестивалям уже мало быть просто площадками для кинопоказа — вот и зрителям уже мало быть просто потребителями. Тем более когда им дают почувствовать, что кино — любое, даже самое самодостаточное, — проживет без чего угодно, но только не без них.

41-й Роттердамский кинофестиваль
 

Фильмы недели

Шапито-шоу
Сергей Лобан

Первые два фильма из эпического проекта Сергея Лобана «Шапито-шоу», искрометной трагикомедии о разных видах коммуникации, всегда так или иначе обреченных на провал. «Любовь» — история двух одиночеств, которые познакомились по интернету и решили наконец-то развиртуализироваться. «Дружба» — новелла о глухонемом парне, покидающем свой дом и пробующем жить в большом и незнакомом мире. Настоящее неформальное кино, ко­торое имеет все шансы стать манифестом нового поколения.


 

Опасный метод
Дэвид Кроненберг

После гибели сестры восемнадцатилетняя Сабина Шпильрейн (Кира Найтли) сходит с ума и попадает в психлечебницу к доктору Юнгу (Майкл Фассбендер). Вскоре между ними вспыхивает роман, свидетелем которого оказывается доктор Фрейд (Вигго Мортенсен), третий участник этого патологического любовного треугольника. Новый фильм Кроненберга — внешне «здоровое» кино о зарождении психоанализа, которое только притворяется классическим. Под покровом костюмно-исторической драмы тут содержится масса чисто кроненберговских парадоксов и интеллектуальных перверсий.
 

Кориолан
Рэйф Файнс

Экранизация одноименной трагедии Шекспира об изгнанном из Рима полководце, который объединяется со своими лютыми врагами, чтобы отомстить своему городу. Дебютируя в качестве режиссера, Рэйф Файнс перенес действие пьесы в современный глобализированный мир. Но получилось что-то странное и неловкое: тут нет ни актуального политического высказывания, ни собственно зрелища, несмотря на кровавую шекспировскую фактуру. Хотя поклонникам хорошего артиста Файнса должно понравиться.
 

Боевой конь
Стивен Спилберг

Исторический военный блокбас­тер о нерасторжимой дружбе подростка Альберта и коня Джои. Когда начинается Первая мировая, Джои командируют на фронт, и Альберт, невзирая на непризывной возраст, следует за ним. «История лошади» в исполнении Спилберга — романтическое батальное кино о юности, войне, любви и смерти. Второй фильм Спилберга за короткое время (после «Приключений Тинтина»), и снова в центре мальчик и домашнее животное.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
//
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение