--

World Press Photo вышел из "Серебряной камеры"

«Многие изображения шокируют публику, но это наша реальность»

Проект-менеджер конкурса World Press Photo Юрре Янсэн пообщался с нашим корреспондентом в Амстердаме

Светлана Балашова
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

13 февраля 2012
размер текста: aaa

С чего начался конкурс WPP? Какими были первоначальные цели и задачи проекта? Какие они сейчас?

Если коротко, то WPP– это результат национального конкурса фоторепортеров в Нидерландах -  «Серебряная камера». В 1955 году, празднуя 25 годовщину конкурса, организаторы решили сделать его международным и пригласить фотожурналистов из всех уголков мира. Главная идея «Серебряной камеры» и позднее WPP– поддерживать фотографию как профессию, и конечно же рассказывать о том, что происходит в мире. Зайдите в наш архив, вы увидите полувековую историю человечества, самые значимые события в сфере политики, культуры, спорта.  Более 50 лет  WPPявляется одним  из самых престижных конкурсов  фотографии.

Кто был самым первым победтелем WPP?

Могэнс вон Хавэн — датский фотожурналист. Его снимок был признан лучшей фотоработой в 1955 году. Красивая, очень динамичная фотография, на которой изображен мотоциклист, потерпевший аварию во время  мото-соревнований. Эта фотография сильно отличается от всех последующих работ, победителей WPP. В ней нет политики, но есть какой-то особый драматизм, сила.

Для кого и для чего этот конкурс?

В нем участвуют только профессиональные фотожурналисты, работающие в СМИ. Штатные фотокорреспонденты и фрилансеры. Повторюсь, для нас важно поддерживать именно профессию, поддерживать фотографов, которые нередко отдают жизнь за свое дело.  Многие фотографии стали иконами и навсегда вошли в золотой фонд и фотожурналистики, и всего искусства. Они -  документы истории человечества, многое позволяют понять, впечатляют и вдохновляют.

Сегодня все могут делать снимки на мобильные телефоны. Фотография стала доступной. Многие специалисты говорят об умирании профессии. Так ли это, на ваш взгляд? И что вы думаете о так называемой «гражданской журналистике»?

Сегодня фотожурналистика переживает особое время. В Интернете, а порой и в печатных и телевизионных СМИ, все больше фото и видео, сделанных очевидцами событий. Иногда такая информация – уникальна и в этом еeценность. Но это не означает, что профессия фотожурналиста умирает. Наоборот, это заставляет ее искать новые формы, быть гибкой, переменчивой. Журналист с фотоаппаратом - не только специалист в технике, он профессионал в какой-либо теме, он ставит задачи и погружается в процесс съемки с головой. Он не просто бездумно снимает увиденное, у него есть главное преимущество – знание предмета съемки. Зачастую фотокорры проводят месяцы и даже годы, работая над одной темой. Они живут, общаются, выживают, полностью пропитываются атмосферой происходящего, все пропускают через себя, но остаются как будто в стороне. Поэтому и работы получаются особенные. Простые граждане такой возможности не имеют, на мой взгляд. И если они и становятся свидетелями событий, то это не делает их журналистами. 

Почему среди отобранных жюри работ так много негативных фотографий, показывающих насилие и жестокость?

Это тема для отдельной дискуссии. О том, почему так много насилия в мире. Почему происходят войны, и какой страшной может быть жизнь. Перед жюри не стоит задача отобрать самые кровавые изображения. Они выбирают самое интересное, оригинальное, выдающееся в фотожурналистике за данный период. К сожалению, большинство таких работ рассказывают о войнах, природных катастрофах, человеческих страданиях. Но рассказывают с невероятной силой. Многие изображения шокируют публику, но это наша реальность. И очень важно рассказать о ней, не приукрашивая и не изменяя ее.

Как проходит работа жюри?

Это особая процедура. У нас есть список людей, имеющих вес в обществе, искусстве, фотографии, с большим жизненным опытом. Мы стараемся привлекать людей из разных сфер, разных культур и национальностей, равно мужчин и женщин, людей творческих и способных видеть фотографию под другим углом.

Процедура длится 2 недели. Сначала каждая фотография просматриваются в течение одной секунды. Даже если один член жюри  говорит «да», фотография проходит во второй тур. Далее, требования становятся жестче, жюри получает больше информации о снимках, и для  победы, необходимо уже единогласное решение  всех членов жюри. Награжденные работы экспонируются на выставке в Амстердаме, а так же на выставках в более 40 странах мира.

Выставка WPP путешествует по всему миру, были ли случаи цензуры? Пытались ли вас запретить?

Иногда люди, пришедшие на выставку, испытывают шок от увиденного. Но для нас это не является причиной не экспонировать шокирующие фото. Поскольку наша задача – показать удивительную работу профессиональных фотожурналистов и ту, действительность, которую мы так часто пытаемся не замечать, боимся ее. Тем не менее, иногда возникают непонимания. Так, в Австралии нас попросили снять с экспозиции фотографии, на которых были изображены транссексуалы из Гондураса. Полиция посчитала данные снимки порнографическими. Тогда мы сказали, что мы либо выставляем все работы, либо не выставляем ничего. Такова позиция WPP.

Но такие случаи – скорее исключения. К счастью, люди  понимают, что мы делаем важное дело и стараются помогать нам.

Иногда на фотографиях изображены сцены из частной жизни людей. Их семьи, дети, убитые родственники, люди в состоянии отчаяния. Нарушает ли это право на частную жизнь?

Это не вторжение в частную жизнь. Это отражение действительности. Поэтому люди не препятствуют работе журналистов, доверяют им. И это высокий уровень профессионализма. Когда стираются границы между людьми и остается только взаимопонимание.

Экспонируя подобные снимки на нашей выставке, мы стараемся сохранить ощущение объективного отражения реальности, не вырванного из контекста момента, а целых историй.

Многие фотографы, отдавая работе все время, не могут потом вернуться к повседневному образу жизни.

Что вы думаете о победителе этого года?

Это замечательная фотография. Очень важная и особенная по содержанию  и художественности. Полная трагизма и силы, отчаяния и надежды. Этот год был непростым. Особенно для арабских стран, по которым пронеслась волна конфликтов. Весь ужас происходящего показан через трагедию конкретных людей. Многие эксперты увидели на этом снимке Марию с Христом на руках, великого Микеланджело. Этот снимок хрестоматиен, в нем есть нечто большее, чем просто запечатленный факт. Это настоящее произведение искусства.

Как изменилась жизнь, почему так много насилия и непонимания в мире ? Что должно сделать человечество, чтобы изменить его к лучшему? - Многие фотографы отдали свои жизни, пытаясь найти ответы на эти вопросы. Об этом надо всегда помнить, приходя на выставку WPP.

Фото автора

Юрре Янсэн - проект-менеджер World Press Photo, занимается в том числе организацией выставок WPP в разных странах, почти все время проводит в командировках.

 

World Press Photo в "Русском Репортере":

Российские призеры WPP 2012

Выставка всех российских призеров конкурсов World Press Photo

Итоги WPP 2011

Культ насилия

Кризис в кадре

WPP 2009

WPP 2008

Почти без России

WPP 2007

Правда хорошего снимка. Юрий Козырев: "Нет ни одной фотографии, которая бы стоила жизни человека"

Александр Гронский. Портфолио в "РР"

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение