--

«Министерство врачам доверяет»

Министр и врачи: «РР» провел встречу главы Минздрава с недовольными медиками

Татьяна Голикова поступила смело, предложив корреспонденту «РР» привести к ней врачей, недовольных деятельностью министерства («Татьяна Голикова: “Медицина — как плохой ребенок”», «РР» № 9 от 8 марта 2012 года). И еще смелее — сдержав слово и согласившись на встречу, которая продолжалась три часа. Мы приводим выдержки из этого разговора без комментариев и до поры не называя имен врачей.

Анна Рудницкая
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

20 марта 2012, №11 (240)
размер текста: aaa

***

Врач: Врач нередко попадает в сложную моральную ситуацию. Он понимает, что пациенту необходимо назначить препарат, которого нет: либо физически — не закупили, либо он не входит в перечень бесплатных. С одной стороны, правильно сказать родственникам, чтобы они купили препарат и принесли. С другой стороны, больной может пожаловаться на врача за то, что его заставляют покупать лекарство. Как бы вы вышли из этой ситуации?

Министр: Ну, я бы точно не просила родственников купить лекарство. Я бы доказывала свою правоту главному врачу, поскольку я живу в законодательном поле.

В.: Если поход к главврачу не приводит к результату — главврач говорит, что нет средств…

М.: Это уже другая проблема, проблема денег. Проблема серьезная. Она объективно существует…

В.: Государство призывает нас вступать с ним в сговор и обманывать больного — не говорить ему про то лекарство, которое ему нужно. С этической точки зрения для врача это неприемлемо.

М.: А где вы услышали это?

В.: Вы сказали, что не надо говорить больному, надо пойти к главврачу.

М.: Это организация деятельности лечебного учреждения, за которую отвечает главный врач.

В.: Но вы же сами сказали, что некоторые регионы дефицитны, главврачу может действительно не хватать финансирования.

М.: Может.

В.: Как вы видите разрешение этой ситуации? И что вы можете сделать для ее разрешения?

М.: Я отвечу сейчас на этот воп­рос, но я хочу встречный задать. А вы считаете, что министр здравоохранения — даже министр — один может решить все эти проблемы?

В.: Нет. Но по крайней мере избавить врачей от страха административной ответственности можно.

М.: Вы призываете меня санкционировать то, о чем вы сказали: врачу просить пациента купить лекарство.

В.: Да. Прекратить административное давление на профессиональные решения врача. Если государство не может обеспечить бесплатно.

М.: Я не могу этого сделать, потому что государство обязано в соответствии с Конституцией предоставлять бесплатную медицинскую помощь. И я, юриди­чески действуя, не могу вам сказать: берите лекарства с родст­венников больных. Я скорее буду действовать в другом направлении — если мне поступает такой сигнал, я буду общаться с губернатором, если это его учреждение.

В.: Но вы же понимаете, что, сколько денег ни трать на медицину, хоть 50% бюджета, всегда может возникнуть ситуация, когда есть еще способы помочь, а денег уже нету.

М.: Я вам хочу сказать: когда в нашем законодательстве по­явится право платной медицины, тогда мы с вами будем говорить так, как вы сейчас говорите. Но у нас-то общество не приемлет соплатежей пациента. Но при этом общество говорит: мы платим за лекарства, мы кладем в карман врачу, а вы не принимаете никаких мер по этому поводу. Каких мер вы хотите?

В.: Мы хотим, чтобы мы могли выписывать больному нужное лекарство, а больной подавал бы в суд на государство, которое не обеспечивает ему обещанную бесплатную помощь. Мы хотим быть на стороне пациентов.

М.: Правильно я вас понимаю, что вы сторонник соплатежей населения?

В.: Ну да, я сторонник. Потому что я понимаю, что государство бедное.

М.: Ну, тогда сядьте на мое место и предложите обществу ввести соплатеж.
 

***

В.: Наркотики — больная тема для многих врачей, особенно терапевтов. Сейчас еще введут ограничения на отпуск кодеина. Но уже существует столько ограничений! Вот у меня больная лежит с раком молочной железы. У нее болит. Я не могу ей назначить морфин — мне надо ее поставить на учет, провести через комиссию… Мне проще умыть руки и не связываться. Больные умирают, им больно.

М.: Сейчас, для того чтобы каким-то образом изменить ситуацию, мы попросили ведущие наши учреждения, связанные с этой темой, чтобы они нам дали предложения по изменению норм, перечня препаратов, которые они считают нужными. Я переговорила уже с председателем правительства, чтобы мне в случае необходимости было оказано содействие при принятии такого документа. Потому что необходимо будет согласование и с Госнаркоконтролем. До лета мы рассчитываем эту работу закончить.

В.: Ну будет когда-нибудь как в Америке: написал, подпись поставил, печать — больной пошел и получил лекарство?

М.: Для этого и делаем. Объективно для этого и делаем.
 

***

В.: Мне кажется, мы упираемся в вопрос о том, кто сегодня в стране контролирует качество медицинской помощи — как с финансовой точки зрения, так и с содержательной. Вы говорите: это «перегибы на местах», министерство за это не отвечает… Но ведь даже все эти финансовые вопросы непосредственно вли­яют на качество медицинской помощи. Так кто за это отвечает?

М.: У нас существует на законодательном уровне разграничение полномочий. Мы контролируем только то, что мы контролируем. Есть орган Росздравнадзор, у которого тоже есть свои конкретные полномочия. Он проверяет на сегодняшний день лицензионные требования и качество оказания медицинской помощи в учреждениях. Но у него нет полномочий проверять финансы. Их проверяет орган, который находится при Министерстве финансов. Он проверяет целевое и эффективное использование средств.

В.: Как он может оценить эффективность использования средств в медицине?

М.: Ну, коллеги, так устроено это. Я же не могу за все ответить.

В.: Просто есть вещи, за которые лучше бы никто не отвечал. Например, целевое расходование средств. Потому что вот купила нам главный врач шкаф с ультрафиолетом для поддержания стерильности инструментов, а ее штрафуют за нецелевое расходование средств. Она превысила какую-то сумму по какой-то статье, и счетно-надзорные органы это обнаружили.

М.: А она не должна это соблюдать?

В.: Нет.

М.: Она врач, она и покупать оборудование не должна, это должны покупать те подразделения, которые уполномочены производить закупки.

В.: Учреждение не обладает хозяйственной самостоятельностью.

М.: Коллеги, российское законодательство, не медицинское, а российское законодательство предоставляет возможность лечебным учреждениям выбрать организационно-правовую форму — автономное учреждение. Тогда учреждение будет абсолютно самостоятельным в принятии тех решений, которые учреждение хочет принимать, в том числе в использовании средств. Если ваш главный врач хочет такой самостоятельности, в соответствии с законодательством, он вправе обратиться к своему вышестоящему руководителю и сказать: я хочу поменять орга­низационно-правовую форму своего учреждения на автономное учреждение. И никто не имеет права ему в этом отказать.

В.: Порядок должен быть во всем, иначе это будет вакханалия…

М.: Да. Коллеги, как вы думаете, главный врач должен отвечать за организацию медицинской помощи и за финансы в своем учреждении?.. На то он и главный врач.

В.: Должен. Но он должен отвечать содержательно, а не формально.
 

***

В.: Контролируются формальные вещи. В онкологии, например, правильно ли оформлены рецепты и не украл ли врач ампулу. А сколько больных не обезболено — на это никто не смотрит. На конечные точки просто никто не смотрит.

М.: Коллеги, я с вами совершенно согласна. Мы как федеральное министерство находимся точно в такой же ситуации. Мы, например, закупаем лекарственные препараты, в том числе для больных муковисцидозом. Мы покупаем их по 94-му закону. И ничего сделать не можем! И хоть ты умри, а если что-то не так — прокуратура.

В.: Не можете вы выйти с инициативой об изменении закона?

М.: Вышли. И что?

В.: Может, общественное обсуждение. Мы как врачи хотим, чтобы министерство нам доверяло, мы в принципе хотим работать хорошо.

М.: А я вам, коллеги, больше скажу. Я вам ответственно заявляю: министерство врачам доверяет. И если вы поднимите мои интервью или выступления никогда, ни одного раза я не высказалась отрицательно в сторону врачей, которые работают у нас в России. Но ко мне достаточно часто поступают обращения от журналистов, что вы должны защищать не права врачей, а права пациентов. А я отвечаю, что не могу так выступать, по­тому что защищаю права и тех и других, так как я представляю в данном случае отрасль.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Mail l_melnik@mail.ru 1 июня 2012
то есть сама система построена глупо - деньги, которых итак мало, отдаются страховым компаниям, которые не отвечают за качество.
Зато за качество отвечает больница, которая не может позволить лечить больного, так как страховая не дает больнице денег, поскольку они не отвечают за качество.
Уверенна, что при желании за столько лет можно было это изменить будучи главой МинЗдрава. Или у нее есть личный интерес не менять систему?
Киселёва Ксения 28 марта 2012
Такой ахинеи давно не читала. Весь диалог можно сравнять с фразой - летит по небу крокодил,- сколько лет на кухне стоит холодильник? Тебе, умному, образованному человеку задают конкретные вопросы, простыми словами, а ты, отвечающий за всё здравоохранение страны несешь бред малолетнего ребенка. Ни на один вопрос нет нормального конкретного ответа. Это просто набор заумных слов, выученных по принципу - больше букв-прикольней слово. Голикова может собой гордиться - отмазалась профессионально. Я в шоке! Перед статьей фраза - Голикова поступила смело. Конечно, смело! Сидя в кресле министра (а после статьи мне вообще не понятно, как она туда уселась), она говорит - мы ничего не можем сделать, А КТО МОЖЕТ? С кого спрашивать? "Сядьте на мое место и сделайте", да любой врач, имеющий хоть малейшее представление о реальной ситуации медицины, знает за что надо браться первым делом, где и как помочь! А они только пересчитывать бюджет могут! Профессионалы, что сказать! Знают СВОЕ дело...После этой статьи вообще не удивительно, почему в России медицина такая. Как и дороги. Так давайте Голикову туда же, 100%-ный успех обеспечен.
Езус Мария 28 марта 2012
Киселёва Ксения: Как мадам Арбидол стала министром? Да очень просто- это семейный подряд: муж- Христенко, один из его сыновей- глава Фармстандарта, единственной фарм. фирмы, которая на настоящий момент процветает и с легкостью проходит все административные барьеры, в частности с регистрацией ЛС. Да, и еще не надо забывать того, кто очень активно участвовал в свое время в рекламной компании супер-панацеи от всех болезней (т.е. Арбидола, который даже не является ЛС).Так что у голиковой очень надежные тылы...К величайшему сожалению и негодованию всего мед. сообщества РФ.
Савичев Иван 26 марта 2012
Я понял, что министру глубоко начхать на проблемы больных людей, граждан государства. Она не видит людей, она видит цифры. А если вдруг родственничек занеможет раком, то в Германию его отправит, в лучшую клинику. С этими наверху всё давно уже понятно. Мне непонятен процент идиотов в стране в районе 60%, а если брать гипотетических идиотов, которые вообще голосовать не ходили, то мне становится страшно за уровень населения страны.
Yandex us-dollar 26 марта 2012
Предлагаю дать альтернативное интернет интервью инкогнито по проблемам организации ЗО, касающимся всех. Один ответ на один вопрос в 2 дня. Затем редакция РР и публикация.
(более 20 лет в медицине практической, меньше в организационной).
Тема первичная медико-санитарная помощь. Поликлиника - в меньшей степени. Лекарства в меньшей степени.
Mail karabasych@mail.ru 26 марта 2012
us-dollar: Поддерживаю. Правда как фильтровать вопросы? Многие же граждане захотят поучаствовать и получится море вопросов ни о чем от непрофессионалов. А говорить нужно по существу.
Yandex us-dollar 26 марта 2012
karabasych@mail.ru: пусть вопросы зададут журналисты РР. Пусть они подготовятся или даже пригласят консультанта. Можно отправить вопрос на мой адрес. К сожалению следующий только после ответа на предыдущий. Я постараюсь ответить развёрнуто.
Mail karabasych@mail.ru 26 марта 2012
us-dollar: Я Вас неверно понял. Вы об альтернативном интервью Вас или Голиковой?
Yandex us-dollar 26 марта 2012
karabasych@mail.ru: Интервью буду давать я.... А вопросы будут от РР. Ведь в интервью Голоковой практически не объясняются тонкие механизмы организации ЗО в нашей стране. В ответах может прозвучать критика на узкие места, чтобы читателям была понятна особенность национального здравоохранения.
Mail karabasych@mail.ru 26 марта 2012
us-dollar: Можно конечно и так, но встает один очень щекотливый вопрос. Если интервью анонимное, где доказательства, что Вы действительно доктор со стажем?
Yandex us-dollar 26 марта 2012
karabasych@mail.ru: Интервью разумеется с премодерацией. Надеюсь, привлечение не самых крутых консультантов после моих ответов поможет определить компетентность ответов. Разумеется, если журнал РР это не устраивает, он может отказаться. Инкогнито является дополнительным доказательством того, что я врач. Ибо лавры доктора Хренова меня не интересуют.
Yandex dmitri-beliak 25 марта 2012
Тётенька министр такую ахинею несёт.
Лебедев Андрей 23 марта 2012
Как начальник планово-экономического отдела(департамента) в Минздраве была бы на своём месте.
Yandex spot10 23 марта 2012
Интервью очень напоминает любое другое интервью с властью - Путиным, Медведевым, Нургалиевым и иже с ними. Масса слов и ни одного четкого ответа на конкретный вопрос. Просто восхищает это умение! Интересно, этому специально обучают на "курсах министров"? И еще. Уже не просто раздражают, а бесят разглагольствования на тему "мы это не можем", "это не в наших силах", "это выходит за рамки правового поля" и т.д. Вопрос - на кой хрен, извините, ты там сидишь, в кресле министра? Мне, практикующему врачу, глубоко плевать на юридические механизмы распределения средств, меня не этому учили. Меня учили лечить людей и спасать их жизни. Что я и делаю. Какая вы мне коллега?! Ладно...спокойно... Выхода два: 1) создание сильного, а не формально-воровитого профсоюза, который будет отстаивать и защищать наши права; 2) поручить руководить здравоохранением ВРАЧУ, знающему проблемы изнутри, а не, простите, "бухгалтеру".
Погодин Яша 26 марта 2012
spot10: Были уже врачи. И что-то большой разницы нет
Mail karabasych@mail.ru 26 марта 2012
Погодин Яша: Есть. Сейчас идет полный провал в сфере подготовки и усовершенствования кадров, бардак в приказах министерства. Такого раньше при врачах-министрах не было.
Киселёва Ксения 28 марта 2012
karabasych@mail.ru: полностью согласна
Лукин Алексей 22 марта 2012
Я если честно в легком ужасе от Голиковой. Нет, я и раньше смотрел на её обтекающие доклады с презрением, но сейчас ... Такое впечатление что министр Голикова про что говорится не в теме. Когда она, министр здравоохранения говорит о количестве законов принятых за данный период, а не о спасенных жизнях, я начинаю чесаться в самых нескромных местах. Стоило ли снимать Зурабова чтобы поставить такую мадам? А её слова о фонде "Подари жизнь" это вообще трехочковый бросок. Только наоборот. Скажу сразу что я голосовал за Путина и в целом поддерживаю его курс и политику(не путать с ЕР), но если он не снимет послу инаугурации Голикову, Нургалиева, Фурсенко, Сердюкова и возможно Левитина, я его очень сильно не пойму. Очень!!!
Савичев Иван 26 марта 2012
Лукин Алексей: Господи, какой же Вы наивный! Голосуете за Путина, а потом предъявляете претензии к Голиковой. Ввиду своей молодости и неопытности, вестимо. Не обижайтесь, но задумайтесь.
Правды Глас 21 марта 2012
Прочел прошлое интервью ... И о Боже!! Министр опять сидит в темноте!?? Это не синдром навязчивости, я просто хочу спросить у кора РР Анны Рудницкой: вы что серьезно фотошопите?? И второй вопрос: не считайте ли вы это навешиванием ярлыков? Надеюсь на скорый ответ, от этого зависит куплю ли я следующий номер РР.
Правды Глас 21 марта 2012
Прочел прошлое интервью
Правды Глас 21 марта 2012
Прочел прошлое интервью
Правды Глас 21 марта 2012
Прочел прошлое интервью
Татьяна Смирнова 21 марта 2012
Все же меняется что-то, и в лучшую сторону. То, что министр, у которого есть, чем заняться, кроме встреч, может послушать журналиста и сама предложить встретиться с врачами, да еще и сделать это на самом деле, не для паблисити и видеотрансляций по центральным телеканалам, а действительно что-то обсудить, говорит о многом.
Литинская Наталья 22 марта 2012
Татьяна Смирнова: что, например?
Я на практике вижу только бесконечные бумажные запоры.Дали оборудование-отлично, а вы знаете, сколько надо реестров на один такой аппарат подать в конце месяца?
А то, что врач реаниматолог с 50-летним стажем и неоценимым опытом работы, чтоб заработать несчастные 25 тысяч рублей, вынужден работать ежедневно+2-3 дежурства брать, то есть после суток еще оставаться в день-нормально?
etc.....
Литинская Наталья 21 марта 2012
бью земной поклон матери-заступнице!спасибо за доверие, а то ведь без этого никак!!!
а юбка длиной как у шлюхи, стыд
да и какая (и с какого) мне голикова коллега вдруг? хоть курсы-то сестринские бы прошла для приличия
Погодин Яша 21 марта 2012
Литинская Наталья: Какое интересное у вас представление о шлюхах. Где такие глубинные знания удалось почерпнуть?
Литинская Наталья 22 марта 2012
Погодин Яша: опыт общения (лечения) с упомянутым контингентом дает еще и не такие знания,знаете ли))
а вы всерьез полагаете,что чиновница такого уровня может носить на работе юбки немного ниже клитора?А вот я всерьез полагаю, что это женщину характеризует некоим образом...
Пусть халат тогда наденет, коли коллегой назвалась )))
Погодин Яша 26 марта 2012
Литинская Наталья: От Ваших познаний тошнит. Видимо, вы и о пациентах судите также, "со знанием дела". Фу
Таблетка М 21 марта 2012
Да уж. Разговор такой: проблемы признаю, но ничего сделать не смогу - законодательство, прокуратура... А кто же тогда министр, если он не может изменить ситуацию, в т.ч. с целью защиты здоровья пациента?
А первая часть дискуссии - про то, что нельзя рекомендовать пациентам за свой счета покупать лекарства, - это просто лицемерие. Больному надо выжить и лечиться не потом, а СЕЙЧАС. А министр предлагает врачу обращаться к своему начальству, что-то там отстаивать, писать обращение министру, чтобы она говорила с губернатором. Ну, возможно, вопрос когда-нибудь решится и лекарства больной получит, только, вероятнее всего, их уже возложат родственники на могильную плиту умершего.
Если беседа продолжалась три часа, и если здесь (в сокращенном варианте) приведены наиболее интересные выдержки, то какой же пустой была эта встреча!
А вопросы защиты врачей и их зарплат обсуждались? Или врачи, как всегда, лишь отстаивали права своих пациентов, забыв про свои интересы?
А фотография, да, говорящая...
Mail karabasych@mail.ru 26 марта 2012
Таблетка М: ППКС
Погодин Яша 21 марта 2012
Таблетка М: Надо ждать всю стенограмму. Надеюсь, выложат
Правды Глас 21 марта 2012
У меня вопрос к редакции: у Голиковой в кабинете действительно темнота - или вы фотошопите???
Панфилова Наталия 21 марта 2012
Отгородилась законами, не подкопаешься. вобщем разговор ни о чем
Погодин Яша 20 марта 2012
Фото как на допросе в НКВД. Зеленый куст на фоне просто жуть.
Погодин Яша 20 марта 2012
А полная стенограмма будет? Судя по отрывкам, то общение состоялась. Это уже хорошо.
Mail namzzz@mail.ru 23 марта 2012
Погодин Яша: Яша, тебя заклинило или как?
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение