--

Супермартышка и суперочки

Человечество готовится к выходу на новый уровень восприятия

Рекламный деморолик не существующих пока очков (Project Glass), разрабатываемых в секретной лаборатории Google Х, вернул компании Google, слегка сдавшей позиции после неудачной попытки переманить народ из Facebook в социальную сеть Google+, интерес публики и заставил весь мир заговорить о переходе человечества на качественно новую ступень потребительских технологий. «РР» попробовал разобраться, насколько спекулятивны подобные разговоры и что на самом деле сотворят с человеком гугл-очки и аналогичные футуристические проекты.

Андрей Константинов, Анна Лелер, Алеся Лонская
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

24 апреля 2012, №16 (245)
размер текста: aaa

Что будет

Очки, конечно, не простые, а волшебные. От обычных очков в них только верхняя дужка, к которой чуть выше правого глаза прикреплен небольшой прозрачный дисплей — можно смотреть на мир сквозь него, словно приставляя монокль к глазу, и видеть augmented reality — «дополненную реальность». В деморолике поверх реального ландшафта появляются сообщения и видеозвонки от друзей, карты местности и оптимальные маршруты, информация о погоде, часы-календарь — в общем, то, что мы привыкли видеть на экране смартфона или планшета. Управление осуществляется с помощью голосовых команд: произнося нужные заклинания, герой делает фотоснимки и публикует их в социальной сети, покупает билеты на концерт, получает информацию о понравившейся ему книге. Но главное — умные очки способны и сами смотреть на мир, распознавая окружающие объекты и обмениваясь с ними информацией. Вот герой ролика направляется ко входу в метро, и бдительные очки сообщают: «Метро не работает, иди пешком». Герой послушно разворачивается — похоже, он привык полагаться на рекомендации Google, не задавая лишних вопросов.

Теоретически очки дополненной реальности дадут человеку возможность одновременно находиться в реальном и виртуальном пространствах. Вот бродите вы, к примеру, по лесу, и узнаете по ходу дела названия и свойства каждого дерева и гриба, открываете капот машины — а там схема двигателя, приехали за границу — очки переведут вам меню в ресторане, встречаете симпатичную девушку — очки сообщат, насколько она свободна, ведете переговоры — девайс по выражению лица партнера отличит правду от лжи.

Очки Google не единственная разработка такого рода. Аналогичный девайс готовит и японская компания Brother — очки AiRScouter они обещают выпустить уже этим летом. В одно из стекол будет встроен экранчик, передающий на сетчатку глаза картинку с компьютера, то есть по сути «очко» будет своего рода монитором. Несколько компаний сейчас пытаются создать контактные линзы, дополняющие реальность, например Innovega работает над системой iOptik — контактными линзами для армии с расширенным полем зрения и другими функциями. Сегодня это один из важнейших трендов — сделать компьютеры незаметными, практически неощутимыми, как наши собственные органы.

— В конечном счете все идет к вживлению компьютерных чипов в мозг и тело, — заявляет Максим Спиридонов, руководитель школы интернет-маркетинга «Нетология». — Эволюционируя от версии к версии, эти чипы будут фантастически расширять функциональность и навыки homo sapiens. Если все будет именно так, то в ближайшие десятилетия появятся разнообразные гаджеты, которые, расширяя наши возможности, будут делать из нас суперлюдей. Сегодня это смартфоны с мобильными приложениями и электронные очки с дополненной реальностью. Завтра ждите электронную одежку, меняющую цвет и фасон под настроение носителя, кроссовки, ускоряющие бег, контактные линзы, позволяющие видеть сквозь стены. Высокие технологии перестали быть игрушкой гиков и ученых. Девиз разработчиков — убедительная практическая польза.
 

Когда будет и будет ли вообще

Прогрессивное человечество давно уже дожидается умных очков или чего-то такого, что дополняло бы головной мозг и проливало виртуальный свет на все, что попадается на глаза. Дополненную реальность будущего подробнее и ярче всех описал писатель-фантаст Уильям Гибсон (именно он придумал термин «киберпространство»). В 1984 году появился его киберпанковский роман «Нейромант» (в том же году вышел, кстати, фильм «Терминатор»), а спустя девять лет — собственно роман «Виртуальный свет», центральным объектом которого были очки, очень близкие к тем, что сейчас предлагает Google.

Точной даты релиза волшебных очков Google не называет (хотя разработчик и сооснователь компании Сергей Брин уже показывается в их прототипе на светских вечеринках в Сан-Франциско), ограничиваясь обтекаемыми формулировками вроде той, что гаджет «может начать продаваться уже в конце года примерно за 600 долларов». Могут начать — а могут и не начать.

— Основное ограничение для развития augmented reality — оптическое строение человеческого глаза, — разъяснил «РР» Николай Евдокимов, руководитель системы SeoPult (сервис автоматизированного продвижения сайтов в Топ-10 поисковых систем Яндекс и Google). — Он не может одновременно фокусироваться и на сравнительно далеких объектах и на стекле очков, на которое выводятся элементы расширенной реальности. Пока что мы не знаем, как инженеры Google решили эту проблему, в видеоролике с презентацией Project Glass и на странице проекта в Google+ оптической схемы нет.

По мнению Евдокимова, вариантов решения этой проблемы три: 1) лазерная проекция изображения прямо в глаз, на сетчатку (пока такой технологии нет); 2) специальные контактные линзы типа тех, что сейчас разрабатывает компания Innovega, — они позволяют изменить оптику глаза так, чтобы можно было одновременно фокусироваться на стеклах очков и на далеких объектах; 3) многослойная линза очков, решающая ту же проблему (прототипов пока никто не показывал).

— Если Google удалось качественно решить задачу фокусировки именно третьим способом, нас ждет прорыв. Но даже если именно Google сейчас не предложит прорывного решения, через пять или десять лет кто-то это сделает. Технология augmented reality не сможет остаться нишевой: никаких законов физики и биологии она не нарушает, поэтому обязательно появится на рынке во всех возможных формах и в конце концов — в некой сверхмощной.

Противоположного мнения придерживается Игорь Ашманов, специалист в области искусственного интеллекта и программного обеспечения, управляющий партнер компании «Ашманов и партнеры»:

— Я думаю, технология дополненной реальности останется нишевой. Она будет использоваться военными, полицейскими, возможно, должностными лицами. Собственно, ничего нового в этой технологии нет. Шлемы со сходными функциями используются военными уже 20 лет: перед глазами пилота появляются дополнительные виртуальные элементы, шлем распознает различные объекты, «следит» за направлением взгляда, отображает показания приборов. Но он стоит порядка 20 000 долларов, а очки Google — попытка сделать массовый продукт. Но я уверен, что очки не станут массовым продуктом. Они просто неудобны — кто захочет ходить в очках? Единственный вариант для повседневной жизни я вижу такой: Apple, мастер адаптировать идеи под потребителя, вложит те же функции в айфон. Просто наведешь его — и он будет выдавать информацию об объекте. В прогнозы насчет линз дополненной реальности, а тем более вживленных под кожу чипов я не верю.

— Нынешние приложения дополненной реальности сделаны так, чтобы вызвать максимальный вау-эффект, но пользоваться ими в этой самой реальности оказывается не так уж удобно, — вторит ему Григорий Бакунов, директор по распространению технологий Яндекса. — Они плохо справляются, если медленный интернет, слабый GPS, быстро сажают батарейку и так далее. Наиболее удобными для использования пока что являются сервисы, работающие по принципу замещения, а не дополнения реальности, то есть когда создается некая модель реальности, заточенная под решение конкретной задачи. Например, есть навигаторы — с дорогами, пробками и справочником организаций. Или панорамы улиц с реальными видами города. Или Яндекс.Маркет с магазинами, товарами и ценами. В ближайшем будущем подобные сервисы будут развиваться и интегрироваться, увеличивая возможности друг друга.
 

Путь мартышки, или Какими мы будем

Злопыхатели уже наделали пародийных картинок и видеороликов. Одна из лучших пародий — гугл-очки, адаптированные под российскую действительность. Деревенская улица с весенним грязевым месивом и всплывающие поверх сообщения: «Глубина лужи 90 см», «Почта закрыта до 13.00. Тетя Лена пьет чай», «Погода хрен поймешь какая», «SMS от жены: где ты шляешься, скотина?», «Васек и Колян ждут тебя за углом. Уровень угрозы — 98%». Однако и в нерусской действительности счастливые обладатели очков выглядят скорее мартышками, чем сверхлюдьми будущего. В одном ролике герой непрерывно получает рекламу, в другом — врезается в столбы и людей из-за отвлекающих сообщений, в третьем — очки в исполнении Microsoft постоянно зависают и требуют загрузить обновления.

Если же говорить серьезно, «проблема столба» действительно существует. Галина Солдатова, доктор психологических наук и профессор факультета психологии МГУ, изучающая поведение детей в интернете и воздействие Сети на человека, утверждает, что нормальный человек с обычным распределением внимания при появлении иконок и сообщений перед глазами именно что врежется в столб. А к вечеру у него случится информационная и физиологическая перегрузка (глаза — самый эксплуатируемый сегодня орган). Но это если не будет перестроена система восприятия.

— Сейчас мы получаем данные, что у детей нового поколения, выросших с интернетом, меняются даже высшие психические функции, — сказала «РР» Галина Солдатова. — С одной стороны, у них наблюдается дефицит внимания. С другой стороны, они распределяют его на множество действий одновременно. Такие люди могут параллельно отвечать по электронной почте, просматривать Facebook, говорить по телефону и готовить бутерброд. А от информационной перегрузки они способны защитить себя тем, что просто перестают запоминать информацию. У современных детей изменился механизм запоминания: они запоминают не информацию, а путь к ней. То есть познавательная активность заменяется поисковой. Так что вполне вероятно, что цифровые очки попадут на подготовленное к ним поколение и впишутся в образ жизни.

Уже сегодня в мире свирепствует «эпидемия» дефицита внимания и нарушений памяти. Человек больше не способен контролировать потоки информации, в которые он погружен. Google Project Glass, судя по деморолику, окончательно избавят человека от необходимости помнить и соображать что-либо самостоятельно — какой маршрут выбрать, с кем и в котором часу встреча, как называется любимая книга, сколько будет два плюс один.

Пофантазировать, что станет с человеком и человеческим обществом в мире дополненной реальности, который предлагает нам Google с его постоянной интерактивностью и включенностью в параллельную жизнь, мы попросили одного из ведущих российских писателей-фантастов Андрея Лазарчука. В начале 80-х (столь богатом, как выясняется, на футуристические прогнозы и видéния) в его повести «Жестяной бор» один из героев полагал, что черты будущего отчетливей всего проступают там же, где человек волей-неволей откатывается в прошлое, к примеру в тюрьме: «Общественные отношения в лагере соскальзывают… к родоплеменному строю… Поэтому, чтобы уравновеситься с окружающим миром и иметь с ним контакты… в системе отношений в лагере должны также присутствовать элементы, пришедшие из будущего… Сюда он относил абсолютную, не зависящую ни от чего гарантированность продовольственного и вещественного минимума, крышу над головой — и постоянную, непреодолимую, неизбежную погруженность в “поле общей ментальности” и, как следствие, насильственную социализацию и политизацию каждого индивидуума».

— Получилось так, что реальность догнала этот текст, — пояснил «РР» Андрей Лазарчук. — Дальнейшая «погружная» социализация приведет прежде всего к росту архаики и псевдоархаики в сознании, то есть к усилению наметившихся тенденций. Уже сейчас интернет-сообщество местами напоминает стаю некрупных обезьян; думаю, постепенно мы допятимся до крыс. Потом придет человек в плаще и с дудочкой…

Тем не менее новая реальность, увидеть которую нам помогут гугл-очки, по мнению фантаста, не только настораживает, но и обладает большой притягательностью:

— Мне кажется, в том виде, в котором проект предложен сейчас, это не более чем простой интерактивный справочник, который разгрузит мозг от рутинной работы — ну и попутно, конечно, ослабит память и внимание, плюсов без минусов не бывает. Однако в перспективе он, возможно, спасет человечество от неомальтузианского тупика путем широкого внедрения «лакировки действительности» — то есть давая каждому возможность, например, жить в шикарных интерьерах, которые физически являются голыми стенами, и заниматься интереснейшей творческой работой или участвовать в спецоперациях по борьбе с оборотнями, в грубой реальности сортируя брюкву или обслуживая клиентов в «Макдоналдсе». Клиенты тоже все в программе «лакировки» и потому принимают стандартные дрожжевые выжимки кто за ромштекс, кто за филе тунца на углях, кто за устричный пирог… Скажете, что радикальное сокращение материального потребления и замена его потреблением иллюзорным — это не самый достойный путь для человечества? Возможно. Но не исключено, что единственный, который не потребует сокращения самого человечества. Во всяком случае, теперь для этого появился инструмент.

В том же «Жестяном боре» говорится: «Пытаясь разглядеть в отдалении прекрасные черты будущего… мы обычно не смотрим себе под ноги и потому вляпываемся в это будущее по самые ноздри и долго не можем понять, чем так пахнет; однако рано или поздно принюхиваемся и перестаем обращать внимание… Будущее всегда пугающе-безобразно. Став настоящим, оно приобретает некоторые привлекательные черты — в нем уже можно жить». Судя по тому, какой ажиотаж вызвали в интернете гугл-очки, а также по тому, что многие из увидевших деморолик даже не понимают, что очков пока еще не существует, в наше будущее мы уже вляпались. И в нем уже можно жить.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение