Хищников привлекает запах стресса и другие новости

25 апреля 2012

Ученые из Института проблем экологии и эволюции РАН изучали охоту борзых собак на зайцев-русаков с целью понять, как хищники выбирают своих жертв. На ошейниках собак закрепили датчики GPS, позволяющие регистрировать координаты, скорость и направление движения. Проанализировав результаты нескольких тысяч охот, исследователи выяснили, что поимкой зайца они оканчиваются лишь в 12% случаев. Когда борзая приближается на расстояние меньше 10 метров, русак резко меняет направление бега, а собака продолжает погоню, ориентируясь на запах, либо прекращает ее. Исследования показали, что долговременный стресс влияет на количество и состав микрофлоры на поверхности тела зайца, а борзые обладают врожденной реакцией на запах микрофлоры. Собаки ловят лишь ослабленных продолжительным стрессом зайцев, отбирая их по запаху. (1)

Где темная материя?

Темная материя — это невидимая субстанция, которая составляет 80% массы всего вещества во Вселенной, но не испускает электромагнитного излучения. Ученые из чилийской обсерватории Ла-Силья обследовали область радиусом 13 тысяч световых лет вокруг Солнца, включающую 400 звезд. Оказалось, что их движение полностью определяется видимым веществом, рассеянным в этом участке Вселенной. Никакого другого гравитационного влияния на них нет, а значит, вокруг Солнца нет и темной материи. Прочие окраины Галактики ничем не отличаются от нашей, а значит, темную материю бесполезно искать и там. Ученым остается надеяться, что темная материя как-то компактно распределена в центре Галактики. (2)

У разных народов разные эмоции

Еще Чарльз Дарвин выделил шесть базовых эмоциональных состояний: счастье, удивление, страх, отвращение, гнев и печаль. Психологи из Университета Глазго просили добровольцев, среди которых были европейцы и представители Восточной Азии, определить, какая из этих эмоций отражена на каждом из пяти тысяч лиц, сгенерированных компьютерным симулятором мимики; половина из этих лиц имела европейские черты, половина — восточно-азиатские. Оказалось, что европейцы легко справляются с этой задачей, а азиаты затруднялись с определением удивления, страха, отвращения и гнева. Лишь улыбка однозначно распознавалась как выражение счастья всеми опрошенными. Исследователи предполагают, что жители Восточной Азии могут считать базовыми совсем другие эмоции — например, стыд, чувство вины или гордость. (3)

Найден ген, влияющий на размер мозга

ENIGMA — крупнейшая группа по изучению мозга, в состав которой входят более 200 ученых из 100 институтов. Недавно ее специалисты опубликовали результаты исследования, в котором приняли участие более 20 тысяч человек. Ученые составляли карту генов, влияющих на заболевания мозга и интеллект. Исследование подтвердило, что «размер имеет значение»: интеллект статистически связан как с общим размером мозга, так и с размером специфических зон, важных для обучения и запоминания. Были найдены некоторые влияющие на размер мозга гены. Например, изменение лишь одной буквы генетического кода в гене HMGA2 на 12-й хромосоме способно увеличить размер мозга и интеллект человека. Чтобы человечество превратилось в толпу яйцеголовых умников, нам осталось лишь научиться модифицировать свой геном! (4)

Источники: (1) А. В. Шубкина и др. // Известия РАН. Серия биологическая. 2012. № 1. (2) C. Moni Bidin et al. // arXiv: 1204.3924v1. (3) Rachael E. Jack et al. // PNAS. April, 16 2012. (4) Jason L Stein et al. // Nature Genetics. 15 April 2012.