Кого там на царство?

поделиться:
2 мая 2012, №17 (246)
размер текста: aaa

В нашей рациональной, казалось бы, жизни полно странной ритуальной магии. Магии власти — тем более. Попытки ее рационализировать как с помощью обыденных соображений, так и с использованием тонкого инструментария рационалистической политической философии никогда не бывают полностью успешными. Казалось бы, избрали лидера по известной процедуре — и дело с концом. Так нет, не выходит (Подробнее: «Его демократическое величество» Что инаугурация президента может рассказать о подсознании российской власти).

Два американских президента из противоположных соображений не присягали на Библии, но это вольнодумство как-то не прижилось. Пышные монархические церемонии в Великобритании до сих пор непонятным образом воодушевляют миллиарды зрителей по всему миру. Массовые митинги в любом конце света и по любому поводу одинаково наполнены какими-то древними коллективными эмоциями.

На анализе несознательного, нерационального поведения человека родились в свое время психоанализ и множество других направлений в психологии. Иногда при анализе стереотипного поведения человека, его «игр» можно вы­явить повторяющиеся из поколения в поколение сценарии жизни, из которых человек при всей своей свободной воле не может выбраться.

Если рассмотреть в духе повторяющихся сценариев историю российской власти, то и тут можно выявить ритуальную наследственность. «Перед нами наглядный парадокс консервативного национализма, заключающийся в том, что для присвоения господствующей западноевропейской националистической доктрины российская монархия должна была демонстрировать себя как монархию неевропейскую, родившуюся в русле верований и традиций, укорененных в русском народе. Только таким образом император мог возглавить национальное движение, а не нагонять его», — так писал Ричард Уортман в своей книге «Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии: От Петра Великого до смерти Николая II».

В наших нынешних российских ритуалах власти сохраняется тот же парадокс. Церемония инаугурации президента наполовину заимствована на Западе (конкретно — в США), но частично восстановлена по позднеимперским образцам. И в каждой части — проблема. Ну не мог Борис Ельцин присягать российскому народу на Библии! То, что является важной и естественной частью американской политической культуры, у нас бы обернулось скандалом. Но клятва на Конституции, которая вовсе не является сакральным текстом, не дает того эффекта доверия.

Собственно, благословение патриарха для Ельцина несло не только ритуальный, но и практический смысл. В 90-е, когда уже никто никому не верил, только Церковь была сколько-нибудь популярным в обществе институтом. Легенда гласит, что условия передачи власти от Ельцина к Путину тоже обсуждались в присутствии Алексия II как гаранта соблюдения договоренностей. Договоренности, насколько мы понимаем, нарушены не были.

Собственно, власть — это про веру и доверие. Это про общие эмоции, моральные чувства и историческую память. Общие у представителей власти и у граждан. И проблема, которую сформулировал в том числе Уортман, решается с Петра Великого и не решена по сей день. Или если формулировать ее не как проблему, а как задачу: создать в России общественное устройство такое же по эффективности, как на Западе, но с опорой на собственную национальную культуру и моральное чувство. Эту задачу Россия прямо обсуждает с конца XIX века. И даже когда мы про нее забываем, это все равно проявляется в ритуалах, рефлексах и сценариях.

Опереться на нацию, на общество в своих реформах Российской империи не удалось — недаром трагедия при коронации последнего царя стала символом его правления.

И если говорить о первых выводах «психоанализа» ритуалов современной власти, то, с одной стороны, власть, естественно, пытается опереться на народное чувство и обращается и к истории, и к демократическому идеалу, и к Церкви. Но страх перед народом, привычка к изоляции от него, рефлекс безопасности заставляют заменять общую память формой, причем часто административной.

И это главная проблема, причем не церемоний, а власти как таковой.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение