--

Анатолий Гаранин. Время и имя

"РР-онлайн" публикует 16 кадров фронтового корреспондента Великой Отечественной, выдающегося советского фотографа Анатолия Гаранина, имя которого, к сожалению, сейчас помнят в основном лишь пожилые знатоки истории российской фотографии

"Смерть солдата", кадр, сделанный в бою. Кто автор снимка? Нет, речь не о знаменитом снимке Роберта Капы "Гибель республиканца", снятом в 1936-м из окопа. Речь о кадре, снятом на бегу, под обстрелом, в атаке на каком-то участке Крымского фронта, в 1942-м. Дотошным правдоискателям, кому всюду мерещятся постановочные кадры (иногда - и справедливо) , в данном случае есть что возразить: советской прессе военной поры требовались совсем другие фотопостановки, которыми полны пресс-архивы тех лет: бравурные, энергичные, победные. Снимок будничной смерти на бегу явно не укладывается в агитационный "формат". Его сделал капитан Анатолий Гаранин, и это, по-видимому, один из сильнейших фотодокументов войны

Артём Чернов
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

9 мая 2012
размер текста: aaa

"Анатолий Сергеевич Гаранин родился в 1912 году в городе Москве. С середины 30-х годов публиковался во многих московских газетах и журналах. С 1939 года был фотокорреспондентом «Иллюстрированной газеты», которую издавала «Правда». Опубликовал в ней несколько фотоочерков, среди них — получивший известность «Если завтра война».

В годы Великой Отечественной войны — корреспондент газеты «Фронтовая иллюстрация». Снимал боевые действия Советской Армии на разных фронтах. Его снимок «Смерть солдата» вошёл в число классических произведений фронтового фоторепортажа. В послевоенные годы был одним из ведущих фотокорреспондентов журнала «Советский Союз».

С 1964 года много снимал московский Театр на Таганке, спектакли, актеров, репетиции.

Награждён орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалью «За трудовое отличие»".

(По материалу сайта Photographer.ru)

Мне, студенту первого курса МГУ, повезло в 1985-м или 86-м году быть на его встрече со студентами журфака на Моховой. Он показывал там какие-то невероятные съемки, и военные, и мирные, вплоть до некоего европейского кабаре, где никому кроме него вообще не давали снимать. Память подсказывает, что, возможно, это был Мулен Руж, но прошло 25 лет, и я боюсь что-то напутать сейчас, пусть уж лучше это уточнят будущие исследователи его наследия. Фотографии там были классные. Гаранин - мощнейшее имя в советской фотожурналистике. Почему мы не помним его? Что за странная судьба?

Огромный фотоархив этого автора лишь с недавнего времени медленно и постепенно становится доступным для широкой публики. Возможно, именно в этом главная причина того, что имя Гаранина как-то затерялось, скрылось от нас за именами Роберта Капы, Дмитрия Бальтерманца, Дэвида Сеймура, Евгения Халдея и других авторов, через видоискатель которых мы теперь можем видеть Вторую мировую войну и которым повезло не остаться для нас безымянными. Гаранинские кадры времен войны, как правило, скромны, просты, непафосны, фронт на них - это просто будни, тяжелая смертельная работа. Про них не повернется язык сказать "создан величественный образ..." Нет, Гаранин снимал фотодокумент, и о его кадрах, в отличие от чьих-то других, никогда не ходил шепоток среди коллег "слыхал, он снял это в третьем эшелоне, на учениях". Гаранин делал снимки на передовой, и это все знали.

"Он не суетился, - написал о Гаранине уже в конце 80-х его коллега, известный советский журналист Алексей Аджубей. - ...Он не возил с собой в командировки по стране, как некоторые наши коллеги, запасных галстуков, модных кепи и очков в роговой оправе, дабы придать «цивилизованный» вид героям съемок... Я знал, как и что снимает Анатолий Сергеевич не только для журнала, а и для себя, не ставя перед собой никаких сиюминутных целей, не связывая труд с непременной возможностью публикации, в свое собственное досье, в ту кладовую, из которой, он в это верил, когда-нибудь сложится картина времени. Времени, в которое мы жили".

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Google region4824@gmail.com 9 мая 2012
Мы помним
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение