--

Дайте нам велодорожку!

Велосипедисты России громко заявили о своем праве на городское пространство

Воскресная акция под названием «Единый день велосипедных действий», организованная движением Let’s bike it!, стала крупнейшей в истории России: десятки тысяч человек по всей стране приняли участие в гражданских велопробегах. Корреспонденты «РР» тоже решили покрутить педали, причем не только ради выполнения редакционного задания.

Дмитрий Соколов-Митрич
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

22 мая 2012, №20 (249)
размер текста: aaa

— Да я вам правду говорю, это просто велопарад, ничего такого! — втолковывает полицейский публике, собравшейся у основания Большого каменного моста. Мимо открытых от удивления ртов идет на разворот бесконечный поток торжествующих велосипедистов в самых невообразимых одеждах.

— Да ладно! — не верит публика, уже привыкшая к тому, что если где-то собирается больше трех человек, то это непременно во имя «России без Путина».

Велосипеды с двумя колесами, велосипеды с тремя колесами, велосипеды с одним колесом — в этот день на перекрытых властями московских набережных от Лужников до Кремля можно было увидеть самые невообразимые педальные конструкции. Велочопперы, велотандемы, даже велосипеды с мигалками… Но вне конкуренции был древний «Орленок», издававший пронзительный стон под весом пузатого бородача в майке с надписью «Ну и что?!».

— Мне подруга сегодня говорит: «Ну куда ты поперся! Сначала похудей, а потом садись на велик», — с профессорским достоинством говорит бородач. — А здесь, оказывается, я не один такой. Сразу видно, что большинство пересели на велосипеды либо этим летом, либо прошлым.

Единый день велосипедных действий — это, в сущности, часть мирового движения «Критическая масса». Двадцать лет назад в Сан-Франциско впервые состоялся велопробег под таким названием. Он собрал всего 48 человек, но они все же смогли почувствовать себя полноценной частью городского трафика. С тех пор движение распространилось по всему миру и сыграло ключевую роль в осознании местными властями необходимости развивать инфраструктуру больших городов. Как правило, у этих акций нет лидера, зато есть четкая идеология, выраженная в сочетании двух лозунгов. Первый: «Мы не мешаем дорожному движению — мы и есть дорожное движение». Второй: «Вы не стоите в пробке — вы и есть пробка».

— Идея Let’s bike it! родилась у меня в Буэнос-Айресе, — рассказывает автор и куратор проекта Владимир Кумов. — Местным властям хватило двух лет, чтобы сделать тысячи километров велодорожек. Идею сегодняшнего велопарада поддержала префектура ЦАО Москвы, но нам потребовалось 2 года и миллионы нервных клеток, чтобы она стала реальностью. Если бы в этом деле было больше предсказуемости, мы бы успели провести более обширную информационную кампанию и народу было бы раз в десять больше.

— Ну ты хоть доволен?

— Честно говоря, нет. За это время я успел весь выгореть, мы довели это дело до конца на одном упрямстве.

— Но ведь сегодня в велопараде по доброй воле приняла участие куча влиятельных чиновников, бизнесменов, журналистов. Гендиректор метрополитена, глава департамента культуры, департамент транспорта почти в полном составе. А в Уфе даже мэр города выкатился вместе со всеми. Теперь-то все точно изменится?

— Я надеюсь, но не уверен. Ситуация с велоинфраструктурой сегодня парадоксальна: все хотят, но никто не может. Система управления большими городами настолько окаменела, что даже при искреннем желании многих влиятельных людей трудно добиться кардинальных перемен. Простейшие действия требуют уймы согласований, все усилия тонут в этом бумажном безумии.

Впрочем, даже у организатора велопарада приступ скептицизма прошел, как только набережные от Лужников до Кремля оказались заполнены в обоих направлениях стрекочущим велосипедным потоком. От избытка чувств незнакомые люди, несясь навстречу, хлопали друг друга ладонь в ладонь. Проходившие мимо теплоходы врубали песню «Я буду долго гнать велосипед». Из храма Христа Спасителя на тротуар высыпали архиереи и жизнерадостно снимали происходящее на айфоны. А на финише из-за сужения дороги скорость велопотока снизилась до пешеходной, и в результате образовалась она — первая велосипедная пробка в истории Москвы.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Мельников Алексей 28 мая 2012
Велосипед - как все гениальное прост. И как все великое сложен. Эмпирически казалось бы нет механизма проще: колеса, цепь, рама, звездочки… Сел, поехал… Теоретически все куда хитрей: система непрерывно действующих рычагов (имеется ввиду физический принцип действия любого, в том числе и велосипедного, колеса), невероятно гармонично интегрированная с вестибулярным аппаратом человека (разумеется, в самом эффективном варианте механизма – двухколесном). Логически вывести «формулу велосипеда» было бы невозможно. Только – чутьем. Как – некое откровение. Как некогда изобрели колесо: без формул, по наитию… Как правило, авторство в таких случаях не устанавливается. Откровения такого роды ниспосланы свыше. Учебников по обучению велоезде не написано. Как в том же плавании: сколько не читай теорию – не поплывешь… Тут что-то от внутричеловеческого кода. Скажем, научиться по книжке рулить на автомашине можно. Пилотировать самолет – наверное тоже. Водить трамвай, поезд метро, даже пароход – реально. А вот прокатиться на двухколесном велике – увы… Велосипед превосходит все вышеперечисленные транспортные средства на голову. Скажем так – качественно. Гениальней велосипеда может быть только пешая ходьба или полет за счет мускульной силы. Возможно человечество додумается и до такого способа передвижения. Точнее – дозреет. Не знаю, много ли в мире памятников велосипеду или велосипедистам. В Калуге есть такой – великому велосипедисту Константину Эдуардовичу Циолковскому и его верному двухколесному другу. Великий космист держит свой велосипед за руль и зачарованно смотрит в небо, на звезды. Что и говорить, эти педали далеко-о-о могут завести человека… Алексей Мельников, Калуга.
Усов Михаил 22 июня 2012
"Велосипед превосходит все вышеперечисленные транспортные средства на голову."
А как-же трайк? ;)
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение