Европейские ценности

Алексей Торгашев поделиться:
29 мая 2012, №21 (250)
размер текста: aaa

С 2006 года Россия участвует в глобальном социологическом исследовании Европы. Десяткам тысяч людей задаются сотни типовых вопросов, моделируются ситуации из жизни, чтобы понять, кто он — современный европеец. Вопросы самые разные, от уровня дохода и состава семьи до «за что вы работаете?». Затем социологи берут подборку вопросов по какой-нибудь теме и делают обобщения.

Нынешнее исследование провели наши ученые Владимир Магун и Максим Руднев. Они проанализировали ответы на 21 вопрос, касающийся ценностей отдельного человека, и выяснили, что в Европе можно выделить четыре большие группы людей со схожими ценностями. И еще выяснилось, что в разных странах эти группы представлены в разных пропорциях.

Портрет российского общества на фоне остальных стран получился следующий. Половина россиян не особо заботится о других людях и среде обитания, зато крайне ценит власть, богатство и успех. К тому же этот «народ» примерно одинаково относится к новому в жизни и к стабильности, то есть готов разумно рисковать. Рядом с нами здесь страны Средиземноморья: Турция, Израиль, Греция и Португалия, а также постсоциалистические Румыния, Словакия и Польша. Еще треть наших людей — «охранители»: они очень плохо относятся ко всему новому, предпочитая традиции. Самоутверждаться за счет других они тоже любят (впрочем, чуть меньше, чем предыдущее большинство). Здесь мы в одной обойме с Польшей, Словакией, Украиной, Болгарией и примкнувшей к постсоветским государствам Испанией.

Очень мало у нас (всего 6%) тех, для кого главное — альтруизм (не в пример каким-нибудь Швейцарии и Дании с их 41% или Франции, где сердобольных вообще больше половины). Чуть больше — 13% — рисковых модернизаторов, открытых всему новому.

Отчего так вышло и что с этим делать, наука не дает определенного ответа.

Источник: Ценностный портрет россиян на европейском фоне. Демоскоп Weekly. № 503–504.

 

Четыре народа Европы

Внутри каждой живут люди с разными ценностями. Социологи выделили четыре основынх типа людей по тому, насколько они ценят открытость в ущерб сохранению и заботу в ущерб самоутверждению или наоборот.

Оппозиционные ценности:

открытость изменениям (риск, новизна) -

сохранение (безопасность, конформизм, традиции);

забота о людях и природе (социальное равенство, забота о ближних и "дальних", а также бережное отношение к окружающей среде) -

самоутверждение (власть, богатство, личный успех).

Получилось, что внутри Европы существуют четыре типа людей с разными установками. Здесь мы видим сколько и каких людей входит в каждый из "народов". Размер круга - число людей. Положение на графике - ценности.

Народ №1: люди высоко ценят открытость изменениям (в ущерб сохранению) и весьма сильно заботу (в ущерб самоутверждению).

Народ №2: люди средне ценят открытость и сохранение, очень сильно самоутверждение (в ущерб заботе).

Народ №3: люди средне ценят открытость и сохранение (с небольшим сдвигом в сторону последнего) и крайне высоко заботу (в ущерб самоутверждению).

Народ №4: люди очень сильно ценят сохранение (в ущерб открытости изменениям) и довольно высоко самоутверждение (в ущерб заботе).

 

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение