--

10 летних флешмобов

Где и как изобразить Майкла Джексона, пройтись в пижаме и выгодно продать воздух

Флешмоб-движению скоро исполнится десять лет. В 2002 году социолог Говард Рейнгольд предсказал появление «умных толп», которые будут самоорганизовываться с помощью социальных сетей. С его книги «Умные толпы: следующая социальная революция», ставшей бестселлером, и начались флешмобы. Их главное правило: поступки участников не должны поддаваться логическому объяснению, при этом сами моберы делают вид, что не договаривались об акции заранее и вообще не знают друг друга. «РР» собрал лучшие сценарии «вспышек толпы» (именно так переводится слово «флешмоб»), которые ожидают Россию в ближайшее время

Алеся Лонская
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

20 июня 2012, №24 (253)
размер текста: aaa

1 Танцевальный флешмоб

Тренд Танцевальный флешмоб сейчас на пике популярности, его сценарии не повторяются никогда. В течение лета он пройдет практически во всех крупных городах России.

Условия проведения Акции проводят на многолюдной площади, лучше в выходной день. Вариант — площадка внутри крупного торгового центра. Количество участников — от 15 человек. Хореография должна быть достаточно простой, чтобы движения за две-три репетиции мог выучить любой человек.

Реквизит Аудиоаппаратура. Наличие костюма является скорее исключением, чем правилом — участники флешмоба ничем не должны выделяться.

Что надо делать Мирно прогуливаться, изображая толпу, пока заводила не включит музыку. Танцевать начинает один человек. Затем к нему присоединяется товарищ, и оба выделывают что-нибудь акробатическое. Постепенно количество танцующих возрастает, они захватывают все большее пространство — прохожие расступаются и встают кругом. Как только музыка смолкает, моберы растворяются в толпе.

Что хотят сказать Заставить окружающих танцевать вместе с ними.

Реплика

— Танцующие люди чувствуют себя намного счастливее, — утверждает хореограф-организатор танцевальных флешмобов в Москве Татьяна Скалозуб, руководитель молодежной организации «Танцующий город». — Флешмоб идеально подходит для того, чтобы избавиться от страхов и комплексов. Перед тем как присоединиться к нам, многие участники долгое время следят за нашими событиями в интернете. Основная причина, по которой они не присоединяются, — это неуверенность в себе. Но стоит только решиться и поучаствовать хотя бы в одной репетиции, и все забывают о своем страхе перед танцами!

Исторический факт Всемирную славу и 63 миллиона просмотров на ютубе получил бывший программист Мэтт Хардинг, которого теперь зовут не иначе как «танцующий Мэтт». Много лет парня тяготили трудовые будни перед компьютерным экраном, и в 2005 году, когда ему предложили участвовать в разработке игры, в которой предполагалось уничтожить человечество, Мэтт прозрел, бросил все и отправился путешествовать по миру. В каждой стране в самом необычном месте он танцевал один и тот же нелепый танец, снимал его на видео и выкладывал на ютубе. Вскоре родился флешмоб: в каждом городе Мэтта ждут толпы людей, желающих станцевать его идиотский танец, чтобы стать немножечко счастливее.

Где и когда Чтобы увидеть места и даты, достаточно набрать «танцевальный флешмоб» в социальной сети «ВКонтакте», поставив поиск по встречам: Ельц, Воркута, Челябинск, Чебоксары… В Москве он пройдет 27 и 28 июня, а также в июле (http://vk.com/dancingcity). В Санкт-Петербурге — 27 июля и 12 августа (http://vk.com/tangorodspb).

25 июня, в годовщину смерти Майкла Джексона, в российских городах пройдут «Майкл Джексон флешмобы». Чтобы найти свой город, задайте поиск «Майкл Джексон» по встречам «ВКонтакте».

2 Массовое помешательство

Тренд Классический вид флешмоба с четким сценарием. Если их почитать, складывается впечатление, что IQ авторов не выше, чем у Форреста Гампа. Большинство просто предлагает повторить реализованное кем-то действо.

Условия проведения Скамеечки в парке, магазин, автобус — любое пространство, где можно пристать к случайным жертвам с дурацкими вопросами.

Реквизит От противогазов до бутылочек с шампунями.

Что надо делать С самым серьезным видом делать что-нибудь абсурдное: выгуливать тостер, ходить с кирпичом на голове или выстроиться в очередь, чтобы нажать нарисованную кнопку. Популярен флешмоб, когда по сигналу внезапно оголодавшие участники достают из сумок различные предметы и, к ужасу случайных свидетелей, начинает яростно их «поедать».

Что хотят сказать Вызвать у прохожих мысль о помешательстве большинства людей вокруг.

Реплика

— Недавно мы провели флешмоб «Ананас». Это новый сценарий, наша идея, — рассказывает «РР» Вероника Михотина, админ одной из крупнейших групп флешмоберов «ВКонтакте» «Флешмоб Москва», объединяющей девять тысяч человек. — Люди вышли на улицы с ананасами, нарядив их в костюмы, и общались с ними, как с живыми существами. Самые безбашенные разговаривали от имени ананасов с прохожими.

— Вот, например, сценарий «Бабушка»: подходим к высотному бизнес-центру, задираем головы и зовем бабушку. Или «Урна»: подходит к урне человек и начинает выбрасывать странные предметы — например, флаг СССР. За ним выстраиваются другие участники и по очереди выбрасывают то, что заготовили: один человек принес елку, был даже сливной бачок... — вспоминает сценарии донецкий мобер Владимир Рябчук.

Исторический факт Первый в истории человечества успешный флешмоб состоялся в Нью-Йорке 17 июня 2003 года. 150 человек ввалились в мебельный магазин, сгрудились у самого дорогого ковра и стали убеждать продавца, что они живут коммуной на окраине Нью-Йорка и пришли купить «коврик любви».

Где и когда В июле в Ростове-на-Дону пройдут флешмобы «Эпидемия» (http://vk.com/event32814495) и «Новый год второй раз» (http://vk.com/event38641690): участники явятся на пляж с елкой и в зимней одежде.

3–5 августа в Донецке ожидается «Мобфест», на который съедутся моберы-туристы из России и стран СНГ(donetsk2012.mobfest.info). Организатор «Мобфеста» Владимир Рябчук рассказал «РР» по секрету: «Тематика феста — больница».

3 Флешмоб в нижнем белье

Тренд В России за такое и побить могут, да и холодно. Поэтому моберы предпочитают гулять летом и в пижаме.

Условия проведения Акции могут проходить в метро, в автобусе, на оживленной улице, количество участников — от 5 человек.

Реквизит Смелый вариант — без штанов. Более симпатичные — домашние тапочки, пижама или халат, по желанию шапочка для душа, бигуди, зубная щетка, прическа «я проснулся».

Что надо делать Передвигаться по городу в самом тупом домашнем прикиде или дезабилье, делая вид, что ничего необычного не происходит. Читать, разгадывать судоку, есть бутерброд — изображать, что едешь на работу.

Что хотят сказать Кошмар любого горожанина — спросонья выйти из дома в халате и домашних тапочках. А еще каждый хоть раз в жизни видел сон, где оказывался на оживленной улице в одном исподнем. В лучшем случае. Так что сценарий этого флешмоба — способ преодоления социального страха «быть не таким, как все». Моберы не понимают, почему нормальный человек должен испытывать стыд, если он как-то не так одет.

Реплика

— В США люди не стесняясь выходят на улицу в нижнем белье, они относятся к этому с юмором. В России нас не поняло больше половины населения, — констатирует Вероника Михотина, организатор московских флешмобов.

Исторический факт Нью-йоркский клуб розыгрышей Improv Everywhere ежегодно устраивает зимнюю акцию «В метро без штанов». В этом году ее поддержали 60 городов мира. Люди, одетые в зимние куртки, снимают штаны прямо в метро, вызывая ужас у непосвященных. Понятное дело, девушки одевают в этот день самые красивые трусики. А вот мужское белье, как правило, малоэстетично. В акции участвуют даже солидные пожилые люди.

Где и когда Флешмоб «После душа» пройдет 27 июня в Пятигорске (http://vk.com/posle_dusha).

4 «Обнимашки»

Тренд Это один из немногих флешмобов, имеющих собственный сайт (http://freehugscampaign.org) и получивших международное распространение.

Условия проведения Улица. Количество участников ничем не ограничено.

Реквизит Табличка «Обниму даром».

Что надо делать Идти с табличкой «Обниму даром», улыбаться и раскрывать прохожим объятия. В Москве люди обнимаются охотно. По крайней мере пенсионеры и студенты. Тем, кому тридцать — сорок, настроены менее дружелюбно. Во избежание утраты веры в человечество организаторы «Обнимашек» советуют не хранить в карманах деньги и мобильники.

Что хотят сказать Смысл этой акции христианский: все люди братья. Для мобера это способ преодоления собственного страха, ведь обнимать приходится любого встречного, даже полицейского.

Реплика

— Цель флешмоба — поднять настроение. Обычно все идут такие угрюмые, лишь бы поскорее до пункта назначения дойти! Мы даем возможность перенастроить себя на позитивную волну, — объясняет Вероника Михотина.

Исторический факт Дарить людям объятия придумал австралиец Хуан Манн в 2004 году. Он прилетел домой в Сидней в депрессии: его выкинули из универа, родители развелись, дружок его бросил, деньги кончились. Неудивительно, что в аэропорту его никто не встречал. Тогда он написал на картонке Free Hugs («Бесплатные объятия») и вышел на улицу. Минут пятнадцать прохожие недоуменно пялились на него, пока вдруг не подошла пожилая женщина. Она поведала Хуану, что в то утро у нее умерла собака, а ровно год назад — дочь, и теперь женщине тоже не с кем было обняться. После этого жизнь Хуана изменилась — он вышел из депрессии, начав регулярно обнимать незнакомых людей. Его друг снял видео, набравшее на ютубе 72 миллиона просмотров. Держу пари, что все смотревшие его плакали. В одном из интервью создатель «Обнимашек» признался, что некоторые люди искали встречи с ним, потому что он спас их от самоубийства.

Где и когда 24 июня в Новосибирске и Харькове, 30 июня в Белгороде, 1 июля в Тюмени, 7 июля в Бийске.

5 «Замри»

Тренд Массово замирать в людном месте придумали в Нью-Йорке. Но акция стала настолько популярна во всем мире, что теперь просто замирать уже неинтересно, и практикуются замирания, например, в «позе» березки.

Условия проведения Большая площадь с большими часами, вокзал, аэропорт, торговый центр. Акцию имеет смысл проводить только если участников не меньше 30 человек.

Реквизит Сверенные часы у всех участников.

Что надо делать Прогуливаясь по площади, делая вид, что заняты исключительно своими делами, с боем курантов или по сигналу человека-маяка участники замирают. Кто-то в этот момент целовался, кто-то катался на скейте, кто-то ел сладкую вату. Замершие не должны двигаться и менять выражение лица. Были случаи, когда у застывших моберов из рук вынимали гамбургеры. И только по сигналу — скажем, будильника в телефоне — участники «отмирают», завершают начатое действие и растворяются в толпе.

Есть и другие варианты. Например, моберы превращаются в куриц: поджимают руки-крылья, наклоняются, начинают кудахтать и кукарекать.

Что хотят сказать Нарушить привычный порядок действий, заставить людей обратить внимание на то, что происходит вокруг них.

Реплика

— Промоутеры подходили к замершим участникам и безуспешно махали у них перед носом своими буклетами, — смеется Вероника Михотина, вспоминая об акции. — В большинстве случаев люди испытывают шок, за которым следует мгновенное счастье.

Исторический факт Впервые флешмоб «Замри» осуществил клуб розыгрышей Improv Everywhere, «заморозив» 200 американцев на Центральном вокзале Нью-Йорка в 2008 году. Непосвященные разевали рты и тыкали пальцем в застывшие фигуры. Такое количество внезапно превратившихся в статуи людей разных возрастов вызвало ощущение инопланетной диверсии. Когда все «оттаяли», раздались аплодисменты.

Где и когда Флешмоб «Батарейка» (постепенное замирание) пройдет в Ростове-на-Дону 24 июня (http://vk.com/r_g_p и http://vk.com/batareykaaaa).

6 Флешмоб в метро

Тренд Расцвет этого флешмоба в московском и питерском метро еще впереди: видеоролики с флешмобами из метро либо зарубежные, либо хулиганские (например, парни в масках зайцев прыгают через турникеты). Судя по количеству групп ненавистников метро на сайте «ВКонтакте», это то самое место, где моберы могли бы взорвать тоску.

Условия проведения В зависимости от сценария флешмоб проходит в вагоне или на эскалаторе.

Реквизит Фотокамера / кастрюля конфет / экипировка попрошайки.

Что надо делать В сценарии «Попрошайка» предлагается удивить пассажиров небывалой щедростью. Главный мобер бомжеватого вида заходит в вагон, уже полный участниками акции. Он начинает под дурацким предлогом просить милостыню. Остальные участники изображают обычных пассажиров метро, но чрезвычайно щедрых: они отдают попрошайке одежду, мобильники, ценные вещи. Еще вариант: сесть в вагон метро и передавать друг другу, в том числе случайным пассажирам, кастрюлю, полную конфет.

В казанском метро флешмоб реализовал один человек: женщина надела халат и домашние тапочки, накрутила на голову полотенце, зашла в вагон с тазиком белья, натянула веревки и развесила белье. Но казанские пассажиры оказались настолько суровыми, что даже не улыбнулись.

Что хотят сказать «В час пик в транспорте каждый, как правило, пребывает в дерьмовом настроении. Это место определенно нуждается в чуточке веселья», — говорится про метро на сайте Improv Everywhere.

Реплика

— Мы разыгрывали флешмоб «Звезда в метро». Заранее выбирается человек, который будет изображать знаменитость. Он заходит в вагон метро, где уже сидят моберы. Они по одному вскакивают с мест и начинают фотографировать «звезду», просить автографы, после чего «звезда», якобы устав от всего этого, выбегает из вагона, а яростные фанаты за ним, — рассказывает Вероника Михотина.

Исторический факт В 2009 году пассажиры нью-йоркского метро, поднимаясь в час пик на эскалаторе вверх, видели на идущей вниз лестнице девушку с табличкой «Роб хочет». Пока они соображали, чего же хочет таинственный Роберт, напротив них на соседнем эскалаторе оказывалась девушка с табличкой «Дать тебе». Пассажиры успевали напрячься, но следующая табличка говорила им: «Пять». Наконец появлялся улыбающийся парень с табличкой «Роб», который подставлял людям на соседнем эскалаторе ладошку и «давал пять». По подсчетам уже знакомых нам весельчаков из Improv Everywhere, Роб в то утро осчастливил две тысячи человек.

Где и когда Мы не нашли мероприятий, которые анонсировались бы публично. Московская группа флешмоберов обещала что-нибудь придумать.

— Разыграть этим летом что-нибудь? Только не купальники на эскалаторе! Я считаю это позором, — отнекивается Вероника Михотина. — У нас другой менталитет.

Похоже, с таким менталитетом можно только на «Достоевской» с топориками к старушкам приставать.

7 Внезапная смерть

Тренд Неизвестно, кто первым придумал этот флешмоб, но в странах СНГ внезапно упавшие на землю люди вызывают реакцию: «Вот делать нечего!» Но моберы каждый раз надеются, что прохожие будут бегать от «обморока» к «обмороку» и звать на помощь. Это и объясняет популярность сценария.

Условия проведения Место должно быть чистым и не слишком многолюдным, иначе участников акции просто затопчут. Количество участников — от 10 человек.

Реквизит Одежда, в которой не жалко поваляться на асфальте. Целью флешмоба не является вызвать инфаркт у окружающих, поэтому применять спецэффекты во время «смерти» не рекомендуется.

Что надо делать Затеряться в не слишком плотном потоке людей. Первым падает на асфальт человек-маяк, за которым все идут. Следом за ним все начинают по цепочке падать на асфальт, принимая разные позы, и неподвижно лежат. В некоторых вариантах сценария есть еще вторая группа моберов, которая в панике бегает и теребит за плечи «погибших», а после соприкосновения с «ядовитым телом» также погибает. Чтобы знать, когда «проснуться», участники либо считают про себя, либо ставят будильники.

Что хотят сказать Повергнуть в шок.

Реплика

— Кто-то начинает в панике бегать, а кто-то сразу понимает, что это розыгрыш, — говорит Вероника Михотина, организатор «внезапной смерти» в Москве.

Исторический факт Поскольку этот флешмоб по идее должен вселять ужас, его сразу же наделять социальным подтекстом. В 2010 году в Днепропетровске, на Европейской площади, несколько десятков человек внезапно начали кашлять, корчиться в судорогах и терять сознание. Таким жестоким способом одна из политических партий попыталась напомнить прохожим о борьбе за чистый воздух. А школьники из молодежных организаций в России регулярно устраивают массовый, но неправдоподобный падеж после соприкосновения с бутылкой водки.

Где и когда Ростов-на-Дону, 23 июня (http://vk.com/event39600795).

8 Большая битва

Тренд «Битвы» рождались как флешмобы, но впоследствии оторвались от этого движения и стали самостоятельными ежегодными событиями, которые вошли в традиции городов.

Условия проведения Эту акцию нужно согласовать с властями. Если это «водная битва», нужен большой фонтан. Вокруг должно быть много пустого пространства и мало случайных прохожих.

Реквизит Водные пистолеты, подушки или световой меч из «Звездных войн».

Что надо делать Разделиться на две команды и «мочить» друг друга. В случае со световыми мечами драка может быть организована прямо в толпе и начаться «внезапно» — при условии, что оружие не видно заранее. Драка идет не всерьез, зато сопровождается криками и изображением боевых приемов. Если речь идет о бое подушками или об использовании водных снарядов, поле битвы должно быть свободно.

Что хотят сказать Сделать город более приспособленным для выплескивания массового идиотизма. Тот, кто не прыгал в фонтан и не дрался подушкой — не жил.

Реплика

«Да пребудет с нами пух», — напутствовали друг друга участники сражений, которыми 2 апреля 2011 года отметили Международный день борьбы на подушках люди более чем в 130 городах мира. Чтобы узнать о месте битвы, участник должен пройти испытание: «Ровно в 15.00 выйдите на площадь к памятнику А. С. Пушкину, достаньте подушку и начните пританцовывать с ней. Учтите, что танцевать нужно так, чтобы окружающим было видно, что у вас в руках подушка. Как только вас заметит наш агент, он поспешит приблизиться к вам и тайно передаст сценарий». В этом году официального боя подушками в Москве не было. А июньский бой в Питере разогнала полиция.

Исторический факт Грандиозную битву на световых мечах организовали флешмоберы в одном из торговых центров Бристоля 13 февраля 2010 года. По свистку пара сотен прохожих, еще секунду назад делавших вид, что занимаются шопингом, выхватили из-за пазухи световые мечи и начали дубасить друг друга.

Где и когда

Самара, «Мокрые войны», 22 июня (http://vk.com/flashmob63).

Санкт-Петербург, 15 июля, «Водная битва» (http://vk.com/spb_life).

Муром, 23 июня. Челябинск, 24 июня.

9 Коммерческий флешмоб

Тренд Классическое флешмоб-движение переживает кризис. Созданные в 2003 году, в период расцвета «умной толпы», многие сообщества моберов в социальных сетях и блогах умерли.

— Флешмоб перестал быть чем-то секретным, и сами акции теряют смысл, так как реакции, кроме как «О, смотри, флешмоб», добиться все сложней, — объясняет организатор донецких флешмобов Владимир Рябчук. — Кто-то просто «перерастает». На Западе мобер в 40 лет — это нормально, у нас же это возраст от 15 до 25, а потом всех захлестывает работа и семья. Естественно, мобер в каждом из них не умирает, и они смотрят на этот мир намного шире обычного человека. Появляются «новые волны» моберов, но «старички» при этом говорят: «Это уже не то, вот в наше время было круто».

Зато удается собрать аудиторию тем, кто завлекает публику профессионально. Сегодня интернет пестреет объявлениями «Опыт проведения флешмобов для ведущих брендов! Смотрите портфолио. Скидки!». Большие сообщества флешмоберов в соцсетях так или иначе связаны со спонсорами, а студенты, идя на очередной флешмоб, могут и не догадываться, что будут танцевать под чьим-то брендом.

Условия проведения Коммерческий флешмоб должен стоить того, чтобы на него прийти. Идеальная цель — превзойти рекорд из Книги Гиннесса. Например, 19 июля 2008 года 1923 девушки выложили своими телами на сочинском пляже «Ривьера» буквы COSMO.RU, чем и побили соответствующий рекорд.

Реквизит Предмет, ассоциирующийся с брендом, который нужно продвинуть.

Что надо делать Можно начать с малого: хорошей компанией взять журнал «Русский репортер» и сесть в метро по 10 человек на вагон, увлеченно читая этот текст.

Что хотят сказать Промоутеры с листовками у метро — прошлый век. Продвигать бренд надо, вселяя радость. Если сценарий будет достаточно красивым, люди выполнят его бесплатно.

Исторический факт Самый красивый в мире коммерческий флешмоб вызвал 1,5 млн просмотров на ютубе. Компания Sony Ericsson организовала «вторжение попрыгунчиков»: сотни людей заполонили улицы Барселоны, передвигаясь прыжками на фитболах (разноцветных мячах для фитнеса).

Реплика

— Иногда мы получаем коммерческие заказы, — признается Татьяна Скалозуб, организатор танцевальных флешмобов в Москве. — Доход от проведения тратим на работу молодежной организации «Танцующий город». Есть большое количество молодежи, которой нечем заняться в свободное время. Они хотят учиться танцевать, но у многих для этого нет денег, а мы делаем бесплатные уроки танцев.

Где и когда Несколько московских агентств предлагают сделать вам флешмоб, в том числе на свадьбу. У профессионалов с собственными актерами флешмоб стоит 100 тыс. рублей. Организаторы, привлекающие молодежь со стороны, берут в разы меньше.

10 Социомоб (политмоб)

Тренд С наступлением эры «умных толп» на смену митингам пришел флешмоб. Присутствие оратора, говорящего с трибуны, теряет смысл: благодаря интернету всем и так понятна новостная повестка. Теперь для создания информационного повода в СМИ нужны яркие совместные действия. С 2004 года политмобы в СНГ использовались как формат мероприятия, не требующий согласования с властями. Но постепенно разгонять стали и их, сначала в Белоруссии, затем и в России. Разработанные поправки в закон о митингах и шествиях подразумевают, что отныне можно штрафовать за «массовое одновременное пребывание граждан в общественных местах», если это повлекло нарушение общественного порядка (что трактуется произвольно).

Условия проведения Участники должны быть готовы к аресту и штрафу.

Реквизит Предмет, символизирующий объект протеста: белая лента, презерватив, синее ведерко.

Что нужно делать Выражать социальный протест молча и без плакатов, исключительно действиями, смысл которых будет понятен блогерам и журналистам. Например, одевшись во что-нибудь белое, взяться за руки и образовать цепочку вокруг Садового кольца или гулять с синим ведром на голове.

Что хотят сказать Организаторы хотят создать информационный повод для журналистов, ведь именно на их выступления реагирует власть. А участники рассчитывают получить эмоциональное удовлетворение от того, что стали частью большой солидарной волны и произвели действие, в котором закодирован социальный смысл.

Реплика

Вадим Паламарчук занимался организацией флешмобов в Минске до того, как Лукашенко запретил проводить их без разрешения исполкома. Запрет действует с тех пор, как минские оппозиционеры ходили по улицам и хлопали в ладоши. В итоге досталось и моберам, которые вне политики. Вадим Паламарчук рассказывает:

— Теперь даже Free hugs подпадает под несанкционированное мероприятие. А белорусские моберы теперь ездят на флешмобы в другие страны. Гастроли моберов называются струкс. Например, наши ездили на Украину на фестиваль флешмобов.

Исторический факт Однажды студенты Петрозаводского университета решили привлечь внимание властей к опасному участку дороги, на котором регулярно сбивали пешеходов. Студентки сами нарисовали «зебру» на длинном куске полотна, развернули ее на дороге и начали всей группой непрерывно ходить туда-сюда, пока не образовалась пробка. Приехала полиция, которая оштрафовала девушек на 200 рублей, но пешеходный переход так и не сделали.

Где и когда «Народные гуляния» в Москве — следите за анонсами в блогах оппозиции.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Крымский Иван 23 июня 2012
Всё хорошо, но зачем привирать:
"А июньский бой в Питере разогнала полиция" - задержали несколько человек за порчу газона из сотен участников
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение