--

Совмещение несовместимого

2 июля 2012

Проведение книжной ярмарки или фестиваля похоже на организацию вечеринки. Скажем, у вас есть несколько гостей, которые вам дороги, но при этом они друг друга ненавидят. Еще один гость мечтает видеть на столе шашлыки, и если таковые не предвидятся, то даже из дому выходить отказывается, а другого гостя тошнит от одного вида мяса.

поделиться:
размер текста: a a a

И вот радушному хозяину приходится выкручиваться, выбирать, отказываться от одного в пользу другого, уговаривать, врать — и все это из самых лучших побуждений. Тем, кто проводит большие книжные форумы, тоже приходится выбирать, но не между гостями (хотя и это тоже бывает: даже в пределах одного города найдутся литературные деятели, которые не согласятся участвовать в одной ярмарке друг с другом), а между аудиториями.

Эта проблема не касается больших книжных ярмарок вроде Московской международной или Non/fiction — они слишком известные и слишком крупные, там разные аудитории могут и не пересечься. А вот на мероприятиях поменьше всегда возникает вопрос, на кого опереться: на попсу или на нечто элитарное, на массовую аудиторию или на узкий круг ценителей.

В принципе этот выбор сделан за организаторов современной ситуацией: само чтение становится развлечением для избранных, а ярмарки — тусовкой этих самых избранных, не позабывших грамоту. Но иногда пересечения все же бывают.

Московский книжный фестиваль так или иначе решил эту проблему: после Фредерика Бегбедера, который был гвоздем программы шесть лет назад, откровенно попсовых гостей на него больше не приглашали, так что остальные чувствовали себя неплохо.

А вот что такое несовместимость аудиторий, показала недавняя Пермская книжная ярмарка. Программа была замечательная: Юзефович, Емелин, Родионов, Козлов, Елизаров, Павловский, Гиголашвили, Шаргунов. Вот только для того чтобы робкий читатель нашел выступающих авторов, ему нужно было продраться сквозь торгово-развлека­тель­ный ад фестиваля «Белые ночи», по-своему симпатичного, но явно не предназначенного для аудитории читающей.

Ну и, соответственно, наоборот.

Фотография: РИА Новости


Книги недели

Василий Авченко

Глобус Владивостока
Издательство «Ад Маргинем»

Владивостокский журналист Василий Авченко продолжает свой героический труд по укреплению российской государственности. Он рассказывает жителям Центральной России, как и чем живет Дальний Восток. «Глобус» — книга о владивостокских словечках, топонимах, прозвищах и терминах, которые непонятны туристу с Большой земли. Редкий пример качественно написанной современной истории города. Читается как увлекательный боевик.

 

Владимир Алеников

Сумерки в спальном районе
Издательство «РИПОЛ классик»

Владимир Алеников снял великий детский фильм «Приключения Петрова и Васечкина». Писать книги и снимать фильмы для него две стороны одного ремесла. Новая книга — интересный литературный эксперимент: попытка создать русский хоррор на основе городских легенд. В «Петрове и Васечкине» он скрещивал классику с пионерской мифологией, а здесь — американские ужастики с городским фольклором. Место действия — Бирюлево, герои — бирюлевские обыватели, местами довольно комичные. Ужас начинается потом.

 

Марк Андерсон

День, когда мы открыли солнце
Издательство «АСТ»

Книга о том, как редкое астрономическое явление помогло ученым XVIII века сильно продвинуться в изучении Солнца и звезд вообще. Значительную часть книги составляет пересказ путевых заметок французского аббата и астронома Шаппа д'Отроша, который в начале 1760-х годов проехал половину Российской империи. Этот чудесный пасквиль, в котором многое актуально и 200 лет спустя, доступен на русском, но те, кому лень читать текст целиком, смогут ознакомиться с ним в пересказе Андерсона. Кому звезды, а кому суровая реальность.

 

Мэтью Квирк

500
Издательство «Азбука-классика»

Производственный триллер из жизни вашингтонских лоббистов высшего класса. Этим людям платят те, кто хочет повлиять на американскую политику. У лоббистов на крючке пятьсот важнейших людей Америки. Эти люди, возможно, не самые известные, но зато именно они принимают все решения. В центре «500» — история молодого перспективного лоббиста, который был настолько честолюбив, что начал следить за своим непосредственным началь­ником. Это обернулось для него большими проблемами, а для нас — интересным сюжетом.

 

Герман Садулаев

Прыжок волка
Издательство «Альпина нон-фикшн»

Герман Садулаев — еще один писатель, который борется за сохранение единства России: он пишет книги про Чечню. Собственно, одна из главных проблем во взаимоотношениях России и ее кавказских республик — полное отсутствие информации о том, что там происходит. В «Прыжке волка» Садулаев рассказывает об истории Чечни и о том, как сами чеченцы к этой истории относятся.

 

Чайна Мьевиль

Кракен
Издательство «Эксмо»

Смесь всего на свете: вроде настоящий Лондон с настоящей географией, но с магами и волшебством, магическими законами и волшебной реальностью. И еще разнообразными чудов­ищами, одно из которых похищено. Постмодернистское городское фэнтези с элементами стимпанка от самого перспективного английского фантаста с красивым именем Чайна. Оно ему досталось от леваков-родителей, которые были помешаны на красном Китае. Здесь масса отсылок и к викторианской лондонской прозе, и к «Моби Дику», и к Жюлю Верну, и к Гибсону со Стерлингом. Повороты сюжета мелькают на безумной скорости.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
//
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение