--

Обретенное время

2 июля 2012

Есть фильмы, которые смотришь — и не хочешь, чтобы они заканчивались. Даже если они идут четыре с половиной часа. Именно столько длятся «Лиссабонские тайны» — сто одиннадцатый фильм Рауля Руиса (1941–2011).

поделиться:
размер текста: a a a

Формально эти 272 минуты оправданы литературным источником — одноименным «многосерийным» португальским романом XIX века о мальчике, который пытается раскрыть тайну своего рождения. Но это не просто экранизация.

Сюжет здесь не так важен или даже вовсе не важен. Магия фильма в самом рассказе, который не реконструируешь на словах. В том, как Руис плетет повествование, сцепляет события и персонажей. И чем быстрее множатся герои и сюжетные линии, образуя лабиринт и «сад расходящихся тропок», тем больше понимаешь, что вся эта устремленная в бесконечность конструкция нужна Руису для чисто сюрреалистического эксперимента.

«Лиссабонские тайны» — фильм о времени в его чистом виде. О времени, которое как бы отделено от происходящих в нем событий и не исчерпывается ими. С одной стороны, Руис заставляет зрителя забыть о времени, то есть буквально о существовании часов, минут и секунд, поэтому четыре с половиной часа пролетают незаметно. С другой — он заставляет нас ощутить бег времени на себе и испытать при этом незаурядное удовольствие, как если бы настоящий саспенс был заложен в самом движении часовых стрелок.

Почти все современное авторское кино работает с убитым или потраченным впустую временем, чью тяжесть, печаль и бессобытийность зритель должен почувствовать как можно острее. Режиссеры обескровливают его, подобно таксидермистам, и эта «стратегия скуки» уже превратилась в штамп.

Руис проделывает обратное, противопоставляя времени, в котором ничего не происходит, время, в котором происходит все — войны, катастрофы, предательства, самоубийства, убийства и все прочее, что есть в любой литературе. И которое длится даже после того, как книга написана, а ее автор, герои и читатели умерли.

Лиссабонские тайны
Рауль Руис


Фильмы недели

Супер Майк
Стивен Содерберг

Опытный стриптизер Майк (Ченнинг Татум) решает преподать новичку (Алекс Петтифер) азы стриптиза, а заодно научить его правилам съема и красивой жизни — ну, и тому, как добывать легкие деньги не только на сцене ночного клуба. Неутомимый Стивен Содерберг, отметившийся, кажется, уже во всех возможных жанрах, продолжает осваивать новые для себя направления. На этот раз он снял комедию о стриптизерах и их клиентках — еще одной мета­форе сложных отношений между полами.

 

Римские приключения
Вуди Аллен

После Лондона, Барселоны и Парижа Вуди Аллен снял фильм в Риме. В центре, как обычно, романтические связи разной степени продолжительности, разворачивающиеся на фоне римских достопримечательностей, имеющих давнюю кине­матографическую историю, от «Римских каникул» Уильяма Уайлера и «Сладкой жизни» Феллини до «Ночи на Земле» Джармуша. Типичный фильм позднего Вуди Аллена — легкий, быстрый, оставляющий ощущение остроумной шутки над всеми вокруг, включая зрителей.

 

Новый человек-паук
Марк Уэбб

После того как Сэм Рейми, режиссер трех последних «Спайдерменов», отказался снимать четвертую часть, в Голливуде решили полностью перезапус­тить эту франшизу — с новым режиссером и актерским составом. Сюжет приблизительно тот же: школьник Питер Паркер живет с тетей и дядей и не знает, куда делись его родители. Однажды он находит странный чемодан, который помогает ему раскрыть тайну исчезновения отца… Суперблокбастер, который на всех уровнях — от сюжета до спецэ­ф­фектов — осовременивает и «омолаживает» стародавний комикс о Человеке-пауке.

 

Бобби Фишер против всего мира
Лиз Гарбус

Документальный фильм о Бобби Фишере — одном из сильнейших шахматистов в истории, отличавшемся эксцентричным поведением, несколько раз становившемся затворником и прославившемся скандальными выходками. Захватывающее исследование личности Фишера и той грани, что отделяет гениальность от безумия.

Фотографии: Top Film Distribution; Централ Партнершип (2); WDSSPR (2); Кино без границ; Cinema Prestige

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
//
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение