--

Кунсткамера для зрителей

Что Московский кинофестиваль может противопоставить торрентам

30 июня завершился 34-й Московский международный кинофестиваль. Самое интересное здесь, как всегда, происходило в ретроспективных программах — ММКФ в очередной раз показал, что интрига конкурса уже давно не является главной пружиной современного кинофестиваля. Чем должен быть подобный фестиваль для города и страны? На этот вопрос отборочная комиссия ММКФ пытается дать ответ уже десять лет, и каждый раз он другой.

Василий Корецкий поделиться:
3 июля 2012, №26 (255)
размер текста: aaa

Долгое время Московский кинофестиваль пытался стать «восточными» воротами в большой мир. Предполагалось, что он будет давать путевку в прокат фильмам из стран бывшего Варшавского блока, Ближнего и Дальнего Востока. На счету ММКФ есть несколько открытий: болгарин Явор Гырдев («Дзифт», приз за режиссуру в 2008-м), кореец Чан Чжун Хван («Спасти зеленую планету», 2003), иранец Асгар Фархади (дебютировав в том же 2003-м на ММКФ фильмом «Танцуя в пыли», в прошлом году он взял золото в Берлине).

Важную часть программы любого фестиваля составляют ретроспективы, и в течение последних трех лет ММКФ заслуженно гордился блестящими ретроспективами под названием «Социалистический авангардизм»: здесь показывали госфильмофондовские копии советских фильмов. А в этом году на ММКФ были прекрасные ретроспективы комедий голливудского классика Эрнста Любича и мелодрам гонконгского гей-лирика Юнфаня, а также мощная программа «Немецкое кино: от десятилетия к десятилетию», составленная ведущими российскими киноведами.

В общем, было что посмотреть. Но проблема любого кинофестиваля сегодня в том, что для жителя мегаполиса нет никаких сложностей в том, чтобы посмотреть что бы то ни было. С появлением торрентов мы живем в ситуации избытка, а не дефицита информации: не успевая на фестивальные показы, я сам посмотрел на ноутбуке пять фильмов ММКФ.

Кроме того, кинофестивальное движение в Москве очень активно, и ММКФ давно уже не единственная площадка, где можно посмотреть новинки или раритеты на большом экране. К примеру, в тех же числах в городе шел большой фестиваль прокатной компании «Другое кино», заранее показавшей москвичам все свои недавние приобретения: от нового фильма Михаэля Ханеке до новой работы Бернардо Бертолуччи.

Но при этом даже в отсутствие внятной содержательной концепции фестиваль все равно способен дать зрителю то, чего он не получит во время домашнего просмотра: пленочную копию, хороший звук и проекцию, грамотно переведенные субтитры. И здесь ММКФ совершает непростительные ляпы.

Взять хотя бы немой фильм Любича, демонстрировавшийся без всякого саундтрека, в гробовой тишине. Или северокорейский раритет «Желание», который показывали с просмотрового DVD c пометкой «sample» и без русских субтитров (вот оно, настоящее «кино не для всех»). Из документального фильма Вернера Херцога про смертную казнь («В бездну: истории жизни, истории смерти») до Москвы довезли только половину, а фильм Мартина Скорсезе про Джорджа Харрисона («Джордж Харрисон: жизнь в материальном мире») длился примерно на час меньше, чем он идет на самом деле.

Все это отдает неуважением к зрителям и мешает фестивалю стать осмысленным культурно-социальным проектом, а не кунсткамерой с занятным, но хаотичным набором сокровищ, диковин и общих мест.


Основные награды 34-го ММКФ

«Орда», реж. Андрей Прошкин, Россия: лучший режиссер, лучшая женская роль (Роза Хайруллина). Фильм, спродюсированный «Православной энциклопедией» (научно-издательский проект РПЦ), профинансированный «Газпромом» и рассказывающий о мученичестве митрополита Алексия в монгольском плену. Алексий, прибывший в Орду излечить внезапно ослепшую мать хана Тайдулу, не может совершить чудо, мыкается по свалкам и трущобам, тщетно взывает к Господу — и вдруг Тайдула чудесным образом исцеляется. Роза Хайруллина, прекрасная театральная актриса, отлично сыграла ханскую мать, хотя ее роль в фильме и второстепенна.

 

«Отбросы», реж. Тиндж Кришнан, Великобритания: лучший фильм, лучшая мужская роль (Эдди Марсан). Кришнан, бывшая врач, занималась в киношколе чуть меньше года, и полученного опыта ей оказалось вполне достаточно, чтобы снять совершенно швейковскую историю о том, как один контуженый человек привел домой бродяжку, а она его чуть не съела. Своей эффектностью «Отбросы» действительно во многом обязаны Марсану (зрители помнят его по роли инспектора Лестрейда в «Шерлоке Холмсе» Гая Ричи) — великому актеру второго плана, который наконец-то сыграл главную роль.

 

«Срок годности», реж. Кения Маркес, Мексика: специальный приз жюри. Черная мексиканская комедия с элементами триллера — о том, как пожилая мать ищет своего сына, который на самом деле убит. Обстоятельства убийства рассматриваются с трех разных, местами противоречивых точек зрения. Фильм вписывается в давно наметившуюся тенденцию отборщиков разбавлять мейнстримный конкурс ММКФ какой-нибудь восхитительной дичью (в этом году таких фильмов было даже несколько).

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение