Мост из темной материи и другие новости

12 июля 2012

Одна из самых интригующих задач астрофизики — поиск загадочной темной материи, создающей значительную часть массы во Вселенной. Ее гравитация, словно линза, искажает проходящие сквозь нее лучи света — на анализе этих искажений основан метод гравитационного линзирования, позволяющий найти вероятное расположение скоплений темной материи и оценить их массу.

Скопления галактик соединены перемычками. Используя метод гравитационного линзирования, астрономы из Мичиганского университета изучили, как один из таких межгалактических «мостов» искажает свет от 40 тыс. галактик, которые мы видим через него. Оказалось, «мост» длиной в 65 млн световых лет между скоплениями галактик Abell 222 и Abell 223 весит от  6,5×1013 до 9,8×1013  масс Солнца, на 80% состоит из темной материи и только на 20% из обычной, видимой нами. (1)

Примитивный, зато пушистый

Известно, что пух и перья птицы унаследовали от динозавров. Новая находка палеонтологов из Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана заставляет предположить, что оперением обладали очень многие, а возможно, вообще все динозавры. В известняковой породе на территории Германии нашли отпечаток тела маленького, недавно вылупившегося из яйца ящера, на котором хорошо виден «плюмаж» из тонких перьев, напоминающих пух, особенно вокруг хвостовых позвонков. Главное в этой находке то, что по строению тела этот динозавр, живший около 150 миллионов лет назад, древний и примитивный. От его родственников произошли многие другие группы динозавров, а значит, они тоже, вероятно, обладали оперением. (2)

Российский Электроник хитрее всех

К столетию со дня рождения великого математика и отца современных компьютеров Алана Тьюринга в пригороде Лондона проводилось крупнейшее в истории состязание искусственных интеллектов — кто лучше пройдет тест Тьюринга. Этот тест — способ определить, насколько поведение компьютерного интеллекта напоминает человеческое. 30 судей пытались понять, кто говорит с ними: программа или реальный человек. Программ было 5, настоящих людей — 25. Победила российская программа, выдававшая себя за 13-летнего одесского мальчика: в 29% случаев судьи приняли ее за человека. Пообщаться с «искусственным мальчиком» можно здесь: http://www.princetonai.com/bot/. (3)

Ген плохой матери

Найден ген, существенно влияющий на то, насколько ­заботливой матерью будет его обладательница. Иссле­дователи из Еврейского университета в Иерусалиме, ­изучавшие ген AVPR1A, обнаружили, что одна из его ­разновидностей (аллелей) каким-то образом побуждает женщину использовать более жесткие методы воспитания. Матери с этим геном реже разговаривают с детьми, одобряют их поступки или показывают им свою поддержку, зато чаще проявляют холодность и равнодушие, предоставляя детей самим себе. Это один из генов, связанных с аутизмом, — его носители реже проявляют теплоту и благожелательность к другим ­людям, менее общительны и более агрессивны. Выходит, дети, которым в ­наследство достался этот ген, получают вдобавок и недостаток родительского внимания, что усиливает негативные последствия его проявления. (4)

Источники: (1) Jörg P. Dietrich et al. // Nature. July 04, 2012.  (2) Oliver W. M. Rauhut et al. // PNAS. July 02, 2012.  (3) http://www.newscientist.com/blogs/onepercent/2012/06/bot-with-boyish-personality-wi.html?DCMP=OTC-rss&nsref=online-news.  (4) Reut Avinun et al. // Biology Letters. 04 July 2012.