--

Клубок извилин в чистом поле

7 июля у деревни Никола-Ленивец Калужской области прошла презентация нового проекта художника Николая Полисского «Вселенский разум»

К презентации скульптуры художника также приурочили большую ночную программу выступлений молодых и не очень молодых авторов. На мероприятии побывали корреспонденты «РР-Онлайн» Анастасия Лыщёва и Александра Шестакова

×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

13 июля 2012
размер текста: aaa

– Если бы я был эзотериком, – говорит Николай Полисский во время экскурсии по его «Вселенскому разуму», – я бы ставил тут кровати и садился в позу лотоса...

Вселенский разум и крестьянское разумение

Николай Полисский чем-то похож на свои работы: такой же теплый и домашний. Он одет в рыжую рубашку, обнимает гостей, среди которых много его старых знакомых и друзей, улыбается и увлеченно рассказывает о своей скульптуре, которую он вместе со строителями два с половиной года «лепил, как из глины» и строил «простым крестьянским разумением».

Шесть километров деревянных извилин «Мозга» весят не меньше 20 тонн.  Но находиться внутри вовсе не страшно, и даже наоборот – очень приятно. Поражающая масштабом и сложностью скульптура создавалась без какого-либо заранее сделанного макета, интуитивно. Художник хотел получить в итоге «античную голову одинаковой степени курчавости» и довольно быстро вместе со строителями изобрел алгоритм, по которому складывались «извилины».

Спустя какое-то время оказалось, что авторский надзор рабочим уже не нужен: они отлично поняли задачу и легко с ней справлялись. Фамилия одного из прорабов, трудившихся над этим проектом – Мозгунов, случайность ли это? Кажется, что в Никола-Ленивце возможно и не такое.

«Мозг» расположился посреди былинных масштабов поля. Исполинский деревянный клубок «извилин» совершенно не кажется здесь  инородным. Стоунхендж и истуканы с острова Пасхи – явно родня проекту Полисского, прежде всего потому, что вызывают два фундаментальных вопроса, на которые ученые с трудом могут дать ответы: как? и, собственно, зачем?

«Мозг» дополняется двумя рядами колонн и «машинами» – другими деревянными работами автора. Некоторые из них раньше были составными частями «Большого адронного коллайдера», другого проекта художника, показанного в 2008 году в Люксембурге, остальные проекты созданы специально для Никола-Ленивца.

Так зачем же? Деревянный «сверхкомпьютер» молчит, и только ветер гуляет по извилинам. Уходить совсем не хочется.

Мегадом с дырочками

Небольшая прогулка по лесу приводит к другой работе Полисского – «Городище». Огромное «древо жизни», на котором висят фигуры животных, природа здесь поднимается над стоящим у подножия её древа человеком. На окружающих «Городище» деревьях расположились деревянные фигуры оленей и кабанов. Объекты вписаны в пространство настолько естественно, что кажутся продолжением дерева.

Когда-то тут действительно было городище. Считается, что именно на этом холме около пяти тысяч лет назад возникло поселение древних славян вятичей.

Под удивительным древом сидят и что-то репетируют на музыкальных инструментах молодые люди, они будут выступать здесь ночью, но по издаваемым ими звукам трудно понять, что же за представление предстоит.

Начинается дождь. Мы прячемся под деревьями, но долго стоять здесь надоедает. По соседству обнаруживается дом без окон. Дом непрост, стоит зайти туда – обнаруживаешь, что он светится. Во всех стенах и в крыше проделано огромное количество небольших дырочек, благодаря которым свет проникает внутрь. Позже мы выяснили, что этот дом сделали художники из архитектурного бюро «Меганом», а пока он остается для нас просто подарком леса.

Маяк для НЛО

К вечеру перед «деревянным сверхкомпьютером» собирается пестрая толпа. Молодые люди хипстерской наружности, пожилые задумчивые искусствоведы, особняком – суровые  местные жители с непременными веточками в руках, чтобы отмахиваться от комаров.  Дети носятся за собакой. Грузная женщина, через слово ругаясь матом, настоятельно просит мальчишек не издеваться над животным. Кто-то танцует. Девушки с венками на головах играют с мальчиком лет восьми в театр теней, на траве в круге света летают орлы, бегут олени, прыгают зайцы.

Внезапно из недр «Мозга» вырывается свет, и начинает звучать музыка, «Мозг» превращается в сцену, на которую выходят первые участники фестиваля, группа «SoundArtist.ru». Сергей Касич, Александр Пленингер и Дмитрий Морозов представляют композицию, созданную из показателей электроэнцефалографии перформеров, вибрации деревянных объектов «Вселенского разума» и данных карт звездного неба над Никола-Ленивцем. Художники переводят эти данные в звук и дают аудитории возможность не только увидеть небо над «Вселенским разумом», но и услышать его.

Постепенно света становится все больше, мозг начинает «пульсировать», вспышки света выхватывают из темноты лица людей и окружающие «Мозг» объекты. Зажигаются в ритм музыке фонари, спрятанные в траве около колонн-ракет. Современная техника, прожекторы и лазеры смотрятся посреди поля абсолютно естественно и напоминают большой древний праздник. Ну, или взлетно-посадочную полосу летающих тарелок.

Радио Ивана Купалы

Концерт подходит к концу, и всем напоминают о том, что сегодня еще и ночь Ивана Купалы. Организаторы предлагают зрителям отправиться на прогулку в лес, но не за цветами папоротника, а в поисках аудиосигналов, которые создал в рамках своей инсталляции «Silence lies» художник VTOl.  Автор разместил по всему лесу радиопередатчики, вещающие на одной FM-волне разные аудиозаписи. В лесу тишина, но так ли это на самом деле? «Молчание лжет», – считает VTOl. Вот только чтобы убедиться в этом, нужны радиоприемники, которых на всех не хватает.

– Нас семь человек, дайте нам один приемник! – слышится из толпы. Радио есть практически во всех телефонах, кроме… айфонов. Проблема в том, что у большинства собравшихся здесь сегодня, похоже, в карманах именно они.

В лесу темно и скользко. Кто-то падает и смеется. Днем некие молодые люди усердно расставляли вдоль дорог маленькие светодиоды-светлячки, которые должны были освещать путь. Но чем больше народу проходит вперед, тем меньше фонариков остается. Организаторы вряд ли предвидели, что люди будут разбирать их не только для того, чтобы хоть как-то ориентироваться в темноте и не упасть в очередную лужу, но и чтобы соорудить себе из двух десятков светодиодов психоделически мерцающий кокошник…

На небольшой поляне расположился ряд из светящихся и меняющих цвет шаров. Вокруг инсталляции бегает возмущенный автор:

– Не трогайте шары! Ходите аккуратно! Два шара мне уже разбили!

– Художник должен чем-то жертвовать, – отвечают ему сурово.

Перельман, Пуанкаре и другие шаманы

Где-то впереди слышатся загадочные звуки и крики. Идет дым.

Актеры лаборатории «Театрика», днем казавшиеся обычными приличными музыкантами, преобразились в дикое племя, и сегодня у них здесь будет «Камлание Перельмана». Участники выкрикивают фразы, похожие на умные стихи. Их хочется записывать, но на это нет времени, события разворачиваются с сумасшедшей интенсивностью.

Позже выясняем, что все фразы, звучавшие здесь – это просто тот самый текст доказательства теоремы Пуанкаре, «Театрика» демонстрирует, что математика – это еще и поэзия.

Зрители вовлекаются в камлание: кто-то уплывает в хороводе, кто-то смело вступает в диалог с текстом Перельмана.

В основном, перформанс построен на импровизации, актеры никогда не репетировали его полностью. Сами участники относят свое творчество к особому виду театра – к «игровым структурам».

По словам участников «Театрики», на перформанс их вдохновила сама площадка, они называют это место «гениальной мистификацией» Полисского. И похоже, пространство отвечает им взаимностью: сумасшедшая энергетика их действа затягивает и заставляет зрителя забыть обо всем на свете кроме «здесь и сейчас».

Всё это на Угре

Река в эту ночь преобразилась. Sound-art проект «Lisokot and Oid Live» представляют здесь «звуковой пейзаж исторического стояния на Угре». Играет музыка, в воде купаются люди, и мы совсем не можем понять, часть ли это представления или просто кому-то из зрителей хотелось окунуться. По задумке, музыканты должны были играть с платформы, плавающей на воде, но света мало, и их почти не видно. Перформанс продолжается недолго. Люди расходятся. Один из зрителей, проходя мимо палатки с аппаратурой, возмущается: «И ради 15 минут нужно было тащить сюда всё это?!»

Обратный путь в Мозг

В лесу сумрачно, и мы понимаем, что немного заплутали. «Как же пройти к "Разуму"»? К счастью, обнаруживается указатель: надпись «Мозг», и стрелочка направо.

Теперь здесь начинается выступление английской группы «The Orb». Этот знаменитый коллектив, существующий с 1988 года, известен новаторством в области электронной музыки. Группа даже создала собственный жанр ambient/house.

Слушать «The Orb» перед «Мозгом» собралось намного больше людей. Под лазерное шоу все неистово танцуют, кто-то из зрителей запускает в небо маленький вертолет с камерой, похожий на светящуюся летающую тарелку с крылышками. Артисты вновь неотличимы от публики, в этом общем массовом танце сквозит что-то первобытное.

***

В Никола-Ленивец уже регулярно приезжают огромные толпы людей, которых привлекает фестиваль «Архстояние». Теперь у этой  территории спонтанного искусства и художников-шаманов, которые пробуждают шаманов в своих зрителях, появилась отчетливая доминанта, своеобразный храм нового времени – «Вселенский разум».

«Деревянному сверхкомпьютеру», в отличие от суперкомпьютера из книги «Автостопом по Галактике», не нужно 7,5 миллионов лет на то, чтобы ответить на вопрос о «смысле жизни, Вселенной и всего на свете». Достаточно просто зайти внутрь – ответ можно услышать сразу. Ведь, как говорит Николай Полисский, люди, которые заходят внутрь его скульптуры, и есть тот самый «разум». В «античной курчавой голове» просто тихо гуляет ветер. Вот, кажется, и весь ответ. Вселенский разум – это просто процесс, самодостаточный, непрерывный и лёгкий, идущий «здесь и сейчас».

 

В наше время подобные фестивали набирают популярность по всему миру. Один из главных ориентиров – знаменитый, экстремальный и относительно труднодоступный «Burning man», который проходит в пустыне Блэк-Рок в штате Невада, США. Также ранее в нашей ленте «Фото дня» публиковались репортажи о других похожих событиях:

Коачелла - фестиваль без крыши

Пустые холмы 2011

AfrikaBurn

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение