--

Веселые писатели

24 июля 2012

— Почему в современной российской литературе отсутствует позитив? — спросил меня питерский журналист, который брал у меня интервью во время проходившей в Северной столице «Среды “Русского репортера”».

поделиться:
размер текста: a a a

Коллега не требовал позитива, он просто интересовался ­моим мнением: почему в современной русской литературе не просто отсутствует позитив, а прямо-таки все безнадежно. Например, премию «Национальный бестселлер» получают «Немцы» Александра Терехова — великолепный ­роман, в котором все плохо.

«Литература рисует жизнь исключительно черными красками» — такой упрек периодически слышится. У нас и так жизнь тяжелая: в новостях кошмары, в городах пробки, в деревнях комары. Где же та фабрика грез, что спасет нас в условиях бесконечных кризисов?

Насчет беспросветности не знаю, но вообще литература всегда исполнена пессимизма. Что, весел Джулиан Барнс? Или Джонатан Франзен? Был ли весел Диккенс, был ли ­весел Флобер? Достоевский был человеком с большим ­чувством юмора, но оптимизм в его книгах довольно ­специфический.

Может, не вся литература, но большая уж точно должна смотреть на жизнь со скепсисом. В частности, чтобы охлаждать горячие головы, предостерегать, а также из суеверных соображений проговаривать самые страшные варианты развития событий.

Это если мы берем исключительно утилитарные аспекты литературы. А если смотреть на жанровые особенности, то насколько беллетристике положено быть радостной и оптимистичной, настолько же «высокой» литературе пристало быть мрачной и пессимистичной. Потому что первую читают ради развлечений, а вторую — ради конфликта.

Так что формально с мрачностью у нас все в порядке. С другой стороны, одна из главных книг 2000-х по версии премии «Национальный бестселлер» — книга Захара Прилепина «Грех». Которая вся насквозь пронизана оптимизмом. Получается, не все так уж беспросветно в русской литературе?

Фотография: ИТАР-ТАСС, внутренняя отделка станции метро «Достоевская» в Москве (гранит, мрамор)


Книги недели

Евгения Мелемина

Солнце в рюкзаке
Издательство «АСТ»

Вроде бы люди играют во вроде бы игру, только довольно жестокую, где погибнуть проще простого. Правила чи­татель узнает по мере того, как участники продвигаются от уровню к уровню. А попутно он узнает много нового и об участниках, что сильно меняет как суть, так и жанровые особенности книги. Тут примерно поровну брутальных диалогов, красивых батальных сцен с участием роботов и разно­образных социально-философских подтекстов.

 

Антонелла Чиленто

Неаполь чудный мой
Издательство «КоЛибри»

Симпатичная книга о Неаполе, написанная влюбленной в свой ­город неаполитанкой. Прогулки по важным как для всех, так и только для автора местам, с историческими отступлениями и ностальгическими флешбэками. Вот помню, что не понравилось, что там грязь, на привокзальной площади торгуют поддельными айфонами, а по старому центру ходить страшновато даже днем; но после прочтения книги хочется опять вернуться в Неаполь.

 

Чак Паланик

Кто все расскажет
Издательство «АСТ»

Очередной роман знаменитого Чака Паланика. Такое ощущение, что их на самом деле два. Один, культовый, автор ценимого народом «Бойцовского клуба» и «Удушья», остался в прошлом. А сейчас есть второй Паланик, который ежегодно клепает сатирические романчики про разные сферы американской жизни. Было про порнокино, сейчас — про просто кино. Типа «Какие люди в Голливуде, так себе, в общем-то, люди».

 

 

Ричард Фейнман

Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!
Издательство «АСТ»

Переиздали великие мемуары великого физика Ричарда Фейнмана. Того, что лауреат Нобелевской премии, один из создателей атомной бомбы и один из столпов науки ХХ века. А Фейнман был очень остроумный и очень любопытный человек. Если ему интересно вскрывать сейфы, то он будет их вскрывать, пока не станет медвежатником экстра-класса. Если ему интересно понять, как кружится в полете летающая тарелка, то он займется изуче­нием этого природного феномена. И так далее.

 

Рэй Крок

McDonald’s: Как создавалась империя
Издательство «Альпина Паблишер»

К началу 1950-х Рэй Крок был типичным американским коммивояжером с большим опытом и без особых надежд. И вот в один прекрасный день он зашел в небольшой ресторанчик в Калифорнии, который держали некие братья Макдональды. Кроку там так понравилось, что он решил сделать из этого франшизу. Было нелегко, братья оказались довольно жадными и недальновидными. Итог всем ­известен, а книга крайне познавательная.

 

Арсен Лютен

Белый Клык
Издательство Clever Media Group

Адаптированная детская версия знаменитой повести Джека Лондона «Белый Клык» — про жизнь прирученного волка в страшном мире людей, который к тому же явно болен золотой лихорадкой. Жесткость немного смягчена, но эмоции, которые ­вызывает текст Лондона, сохранились. Еще книжка прекрасно иллюстрирована: Белый Клык на картинках очень трогательный и какой-то прямо-таки человечный. Ко всему прочему над русским переводом поработал Дмитрий Быков.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
phill little 27 августа 2012
Про "Солнце в рюкзаке". Понравилась фраза про "красивые батальные сцены с участием роботов" - как будто про кино говорите. Как будто в книжке спецэффектов не меньше, а даже больше, чем в кино. Как будто, читая книгу, как будто сидишь в 3д кинотеатре. Круто.
//
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение