--

Пуровский район — край суровый и удивительный

Бескрайние просторы, искрящиеся снега и всполохи северного сияния зимой, белые ночи летом… Только начни перепрыгивать с кочки на кочку по багрово-бурым осенним болотам — и точно доберешься до горизонта. Это ямальский север, сердце его — Пуровский район, которому в этом году 80 лет. Территория уникальная во многих отношениях.

поделиться:
31 июля 2012, №30-31 (259-260)
размер текста: aaa

Сто девять тысяч квадратных километров территории — почти Болгария или Чехия с Голландией вместе взятые, — и четверть ее лежит за полярным кругом. С севера на юг ­более 600 километров, с запада на восток в ­самой широкой части — более 350. Расстояние до Москвы — 2600 километров. На самолете лететь три с половиной часа — до Ноябрьска или Нового Уренгоя. Можно и поездом, и не только из Москвы, но времени такое путешествие займет гораздо больше: из столицы — не менее трех суток. Хотя прокатиться почти через всю страну — в этом тоже что-то есть.


Мыс на развилке

Знакомство с Пуровским районом лучше всего начать с его административного центра — города Тарко-Сале, что в переводе с ненецкого означает «мыс между рек».

Непривычные на слух названия встречаются здесь на каждом шагу: Ханымей, Пурпе, Халясавэй, Самбург —все это села и поселки. Пур — главная водная артерия этой земли и священная для аборигенов река. Потому и притоки ее сплошь «пуры», а район — Пуровский.

В местных названиях много и от родовой принадлежности: тот же Пяку-Пур — река ­рода Пяк. У Айваседо-Пура и озера Военто ­тоже родовые корни. Это три самых многочисленных здешних рода, отсюда и самые распространенные современные ненецкие фамилии: Пяк, Айваседо, Военто.

До 30-х годов XX века практически все население этих мест состояло из лесных и тундровых ненцев, предками которых считают самоедов. В Приполярной переписи 1926–1927 годов были здесь отмечены еще и селькупы, но их были единицы. Это уже потом в ходе естественной миграции здесь появились представители других народов Севера — ханты, манси и прочие. Сейчас коренные жители составляют десятую часть всего местного населения.

Об этом и о многом другом расскажут в историко-краеведческом музее в Тарко-Сале. Тут вы узнаете и о быте, и о культуре, и о религии коренных жителей Пура, которые издревле верили в многочисленных духов, обитающих в природе, в душу человека и в целый пантеон богов. Конечно, шаманские ритуалы сегодня мало кто совершает, но какие-то обычаи сохранились и соблюдаются аборигенами до сих пор. Расскажут в музее, конечно, и об освоении здешних ­богатейших недр. В 1965 году было открыто одно из крупнейших в мире Уренгойское ­газовое месторождение, а сейчас на территории Пуровского района добывается большая часть всех ямальских углеводородов — 87% нефти, 51% конденсата и 39% газа. Заполярное, Ямбургское, Южно-Русское — эти место­рождения-гиганты знают во всем мире.

Ну и, само собой, попав в Тарко-Сале, стоит посмотреть сам город — хотя бы чтобы получить общее представление о северных городах, ведь они во многом похожи.

Тарко-Сале не так уж велик, все достопримечательности можно осмотреть самостоятельно. В крайнем случае любой прохожий покажет, как дойти до набережной Пяку-Пура, а от нее рукой подать и до православного храма, и до музея, и до районной администрации, и до КСК «Геолог», и до Центра национальных культур, и до местных гостиниц.

К слову, Тарко-Сале — самый молодой город России: свой статус он получил всего восемь лет назад, хотя его история, как и история всего Пуровского района, началась еще в 1932 году.


С ветерком на оленьей упряжке

Чтобы стать участником гонок на оленьих упряжках, состязаний по национальным ­видам спорта — прыжкам через нарты, метанию тынзяня на хорей, перетягиванию палки — и отведать национальные блюда, лучше всего приезжать в Пуровский район в конце марта или начале апреля: именно в это время в национальных поселках, а их в районе три, проводятся Дни оленевода.

В Тарко-Сале, который последним принимает эстафету празднования, главное действо разворачивается на Пяку-Пуре и на его берегу, то есть прямо в черте города. Спастись от мороза — а зима в этих местах настоящая, долгая и холодная, — гостям помогают хозяйки чумов, которые специально устанавливают здесь по этому случаю. В них вам непременно предложат бульон с отварной олениной или уху, клюкву с сахаром, чай и сладости. А для гурманов — строганину из оленины и муксуна. К слову, здешние озера и реки богаты еще и язем, щукой, сырком, щекуром. Местная рыбалка ценится здесь особенно высоко.

Продукция местного предприятия «Пур-рыба» в вакуумной упаковке, которую можно купить в фирменном магазине в райцентре, прекрасно доезжает и до Большой земли.

Во время Дня оленевода помимо всевозможных развлечений можно посетить выставки-продажи изделий декоративно-прикладного творчества коренных народов Севера и увезти множество сувениров. Здесь же продают и кисы — национальную зимнюю обувь из оленьего меха, отделанную орнаментами, в том числе из разноцветного бисера, которая давно ­полюбилась не только северным модницам.

Впрочем, приобрести что-то на память можно не только во время праздника: сувениры всегда есть в продаже в мастерских ­совхоза «Верхне-Пуровский», которые находятся тоже в Тарко-Сале.

Ну и, само собой, лучшие воспоминания о Севере вы увезете на множестве фотоснимков: ненецкие красавицы, которые приезжают на День оленевода из тундры вместе со своими многочисленными родичами в лучших национальных нарядах, хоть и не все, но соглашаются позировать перед фотокамерами. А еще вам представится возможность прокатиться с ветерком на оленьей упряжке или на «Буране» — разве можно отказать себе в ­таком удовольствии!


С Севером на ты

Лучше понять, что такое Север, вам поможет посещение какого-нибудь национального поселка, удобнее всего — деревни Харампур: из всех национальных поселений до нее легче всего добраться на автомобиле.

Харампур даст вам не только полное представление о культуре, традициях и укладе жизни коренных малочисленных народов Крайнего Севера, но и возможность стать свидетелем симбиоза двух цивилизаций, соседствующих так близко.

Образовалась деревня в середине 30-х годов на месте бывшей фактории и сразу стала центром притяжения для жителей харампурской тундры: их стойбища удалены от нее на 15–80 километров. Сейчас здесь созданы прекрасные условия, есть все, что нужно современному человеку для комфортной жизни. «Припаркованные» возле капитальных коттеджей, которые специально строят для аборигенов, оленьи упряжки или снегоходы — явление обычное. В то же время поддерживаются и сохраняются национальная культура и традиционный образ жизни, на эти цели район ежегодно выделяет финансовую помощь, существенную поддержку оказывает и сельское хозяйство (оленеводство, рыбоводство, разведение пушного зверя). Быстро растет и производство готовой деликатесной ­северной продукции — тех же консервов и полуфабрикатов. Впрочем, во всем этом вы сможете убедиться сами, если побываете в Пуровском районе.

Что касается Харампура, то место это уникальное. Как свидетельствуют археологические исследования, оно полюбилось еще древним предкам современных аборигенов: в 1997–1998 годах в окрестностях деревни был обнаружен целый комплекс памятников, состоящий из 29 объектов, получивший название Усть-Кальпяс-Яха. Датируют их разными периодами истории, так что каждый метр земли здесь — целая эпоха.

Вообще на территории Пуровского района только зарегистрированных объектов культурного наследия — 272, больше, чем в любом другом муниципальном образовании ЯНАО. Среди них и природно-ландшафтные памятники, такие как Сибирские Увалы, система Часельских озер, озера Хэно-то, Пяку-то и многие другие — впечатляющее достояние.

Возможно, в скором времени увидеть некоторые первозданные уголки Пуровской земли смогут и гости нашего края. Во всяком случае в Харампуре к 2016 году будет создана база экотуризма со всей необходимой инфраструктурой. К слову, губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин назвал день настоящий и будущий этой деревни шаблоном, по которому будут развиваться и другие арктические села ЯНАО.


Олени — лучше!

Несмотря на то что с приходом сюда современной цивилизации в национальных поселках появились школы-интернаты, детские сады, дома культуры, амбулатории и больницы, аборигены не мыслят свою жизнь без тундры. Половина коренных жителей Пуровского района ведут кочевой образ жизни, ­пасут оленьи стада, ловят рыбу, занимаются охотой, собирают ягоды, грибы, лекарственные травы и воспитывают своих детей в чумах в полном единении с природой.

Этим в первую очередь и примечательны ­наши места, да и весь Ямал. Именно этой, не утраченной с древних времен философией жизни так притягателен Север для российских и зарубежных ученых, кинодокументалистов и фотохудожников. Они стремятся сюда, пытаясь понять и перевести на современный язык мировоззрение аборигенов, с тем чтобы на их примере заново научить европейского человека существовать в гармонии с природой.

Если и вы хотите приобщиться к этому сокровенному знанию, самое время запланировать поездку на российский Север — на Ямал, в Пуровский район. Не забудьте только, что лето здесь короткое, с середины июня по август, с переменчивой, часто дождливой погодой, а зимы долгие и морозные.


Светлана Пинская

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение