--

Слишком конкурентный космос

Cколько потеряет Россия из-за неудачного запуска спутников

Авария ракеты-носителя «Протон» 7 августа превратила в космический мусор два спутника и разгонный блок «Бриз-М». Но ущерб от аварии может оказаться намного больше. Будучи лидером коммерческих космических запусков, Россия за полтора года допустила шесть аварий ракет-носителей. Мы несем финансовые и репутационные потери, что играет на руку активизировавшимся в последние годы конкурентам.

Кристина Хуцишвили
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

16 августа 2012, №32 (261)
размер текста: aaa

Забросить пару-тройку тонн груза на околоземную орбиту — вполне себе бизнес. Держится он на том, что иметь на орбите всякое полезное железо (прежде всего спутники связи, навигации, разведки и т. п.) хотят очень много стран и корпораций, а вот доставить их туда могут лишь несколько государств.

На рынке коммерческих космических запусков Россия все ­последние годы была лидером (см. график 1) благодаря соотношению «затраты — вероятность успеха». Стоимость запуска у нас ниже (10–12 тыс. долларов за выведение на орбиту 1 кг груза, притом что у основных конкурентов — американцев и европейцев — это стоит около 20 тыс. долларов), а вероятность успеха была почти стопроцентной. «Рабочие лошадки», позволяющие российской космической отрасли зарабатывать 700–800 млн долларов в год, — это разработанные еще в Советском Союзе ракеты-носители «Протон» и «Союз». Старые, но надежные.

По крайней мере так считалось до недавнего времени. Однако неудачи последних полутора-двух лет увеличивают риски ­заказчиков. Одновременно активизируются соперники — Китай, Индия, Япония, — многие из ­которых уже сегодня способны работать по таким же привлекательным ценам, что и Россия. А значит, мы постепенно теряем все свои конкурентные преимущества.


Новые соперники

Еще лет десять назад конкурентами России на рынке запусков были лишь страны ЕС и США, да и то весьма условными — по причине дешевизны наших услуг. Кроме того, США особо и не стремились на международный рынок коммерческих запусков: ракеты-носители NASA работали и работают практически исключительно в интересах американских космических программ.

Но в последние годы ситуация кардинально изменилась. Китай, который раньше для вывода спутников на орбиту пользовался услугами России, за пять лет стал вполне самостоятельным игроком. Рывок впечатляет: китайцы совершили первый коммерческий запуск лишь в 2007 году, а по итогам первого полугодия 2012 года Китай вышел в лидеры, осуществив десять запусков с помощью ракеты-носителя «Великий поход» (Россия — 9, США — 8). Цены у них совершенно конкурентные, а на фоне снижения надежности российских носителей Китай становится нашим главным соперником.

Еще теснее на рынке коммерческих космических запусков стало в мае этого года. Японское космическое агентство и корпорация Mitsubishi Heavy Industries сообщили о том, что при помощи ракеты-носителя H-2A запустили в космос южнокорейский спутник. Если бы корейцы вывели свой спутник при помощи российской ракеты, они бы наверняка заплатили раза в два меньше (президент Mitsubishi Heavy Industries Хидэаки Омия признает, что им нужно снижать цены, чтобы конкурировать с Россией и странами ЕС). Но поговаривают, что корейцы отдали предпочтение японской ракете из-за ее надежности: за 11 лет H-2A стартовала 21 раз и потерпела лишь одну аварию. Руководство японского концерна уже заявило, что компания намерена отвоевать у российских и европейских ракет-носителей долю рынка.

Кроме Китая и Японии свои космические программы активно развивают и такие страны, как Индия и Бразилия. Российские эксперты с некоторым предубеждением относятся к возможности конкуренции с их стороны — в силу прежде всего технологического отставания. Однако факт остается фактом: Индия уже имеет собственные ракеты-носители, а значит, может как минимум сама запускать собственные спутники. Бразилия на подходе. То есть конкурентами они не станут, но свои заказы с рынка уведут: зачем платить кому-то, если можешь запустить сам?


Частный бизнес как угроза

В конце мая частный американский космический корабль Dragon компании SpaceX совершил полет к Международной космической станции. Это был первый в истории полет к МКС, осуществленный силами частного бизнеса, а не государственных агентств вроде Роскосмоса или NASA.

Учитывая, что через полгода к МКС полетит еще один частный «грузовик» Cygnus компании Orbital Sciences, можно говорить, что открывается новая эра — приход в сферу космических полетов частного бизнеса.

Пока что американские компании, как и прежде, ориентированы на обслуживание заказов NASA. В том числе и поэтому один из разработчиков американской космической программы Эдвард Кроули в недавнем интервью «РР» (см. № 27 от 12 июля этого года) уверял, что ни Dragon, ни Cygnus пока не составят серьезную конкуренцию российским ракетам-носителям. «Не думаю, — говорил он, — что приход частников в космос серьезно меняет конкурентную картину на рынке космических запусков. У России есть устоявшийся набор ракет-носителей, обладающих таким немаловажным преимуществом, как низкая цена запуска. И даже недорогие коммерческие аппараты в США вряд ли смогут серьезно конкурировать с российскими по этому параметру. Забота российских производителей — соревнование с китайскими и индийскими производителями, ­которые обеспечивают еще меньшую стоимость запуска».

И все-таки в перспективе мы получим еще одного сильного конкурента и в сегменте коммерческих запусков, и в других сегментах космической коммерции, даже в таком пока экзотическом, как космический туризм. Ведь в силу рыночных законов эффективность частных космических программ будет расти, а затраты падать. Заявленные цифры, к которым будут стремиться производители двигателя Falcon-9 (им оснащен корабль Dragon), — 49–56 млн долларов за запуск. И это уже вполне сопоставимо со стоимостью запуска российского «Протона».

Если продолжать разговор о частниках, стоит обратить ­внимание, что та же японская ракета-носитель H-2A — тоже частный продукт. Хоть разрабатывалась она в свое время Японским космическим агентством, но в 2007 году досталась Mitsubi­shi Heavy Industries в ходе приватизации космической отрасли. И выход на международный рынок космических полетов можно связывать в том числе и с тем, что частной корпорации оказалось мало заказов японского ­правительства.

Таким образом, развитие частной инициативы — еще одна серьезная опасность для лидирующего положения России на рынке космических запусков.

Очевидно, что Россия должна предъявлять какие-то новые козыри в этой конкурентной борьбе. Одним из них могла бы стать новая ракета-носитель «Ангара», которая, кстати, работает на экологичном кислородно-керосино­вом двигателе. Она должна заменить «Протон». Ее разработкой занимается Научно-производст­венный центр им. Хруничева, но инновация в полноценном виде так и не увидела свет, а заявленные сроки стабильно сдвигаются, теперь уже на 2013 год.

Конечно, излишне драматизировать ситуацию тоже не стоит. Ведь на коммерческие запуски, о которых мы ведем речь, приходится лишь 2% всего рынка космических услуг. Ключевыми же здесь являются три сегмента: связь (GPS, спутниковое вещание, телекоммуникации), наука и дистанционное зондирование. В развитии некоторых из этих сегментов Россия принимает ­активное участие. Но в других зачастую отходит на вторые и третьи роли.

Любопытный факт: герой ­последних новостей марсоход Curiosity был выведен на орбиту с помощью американской ракеты-носителя «Атлас-5», которая использует российский ракетный двигатель РД-180. Однако прямых коммерческих выгод от этого проекта мы получаем немного: в прессе неоднократно звучало мнение о том, что российские двигатели продаются по демпинговым ценам, и в категориях международного разделения труда мы играем роль страны с дешевой рабочей силой. Это лучше, чем ничего, но не то, к чему хотелось бы стремиться.

При участии Алексея Торгашева

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение