Проанализировали большие звезды и другие новости

16 августа 2012

До последнего времени считалось, что не бывает звезд тяжелее Солнца более чем в 150 раз. Это предсказывает теория, но наблюдения говорят об обратном: в 2010 году NASA обнаружило сразу четыре звезды массой в 300 солнечных в скоплении R136 в Большом Магеллановом Облаке.

Чтобы понять, откуда берутся сверхгигантские светила, ученые из Университета Бонна проанализировали на компьютере 170 тысяч моделей звезд кластера R136. Выяснилось, что такие гиганты могут ­образовываться при столкновении двух и более звезд и пределам массы в этом случае нет. (1)

Откопали два новых вида людей

Антропологи обнаружили хорошо сохранившиеся останки черепов в одном из очагов происхождения человечества — местности Кооби-Фора в Кении. Были найдены две нижние челюсти и лицевой скелет молодой особи. Анализ костей показал, что частично они похожи на знаменитый «череп 1470», найденный в 1972 году известным антропологом Ричардом Лики, сыном еще более известного Луиса Лики. «Череп 1470» долгие годы не дает покоя ученым, так как, будучи очень древним (его возраст — около двух миллионов лет), он нес в себе объемный мозг и имел совсем не обезьянье плоское лицо. Остальные находки такого возраста демонстрировали меньшую продвинутость наших предков. И вот теперь оказалось, что в те времена существовали еще как минимум два вида рода Нomo в дополнение к человеку прямоходящему. Надо ли говорить, что антропологами руководила Мив Лики, жена Ричарда и мать одной из участниц раскопок — Луизы Лики. (2)

Златоглазку открыли через Flickr

Ежегодно зоологи открывают много новых видов насекомых. И ­вообще считается, что пока еще неоткрытых животных намного больше, чем уже известных. Однако на сей раз интересен метод, с помощью которого обнаружили неведомый ранее вид златоглазки, милого древнейшего насекомого с нежными крыльями и действительно золотистыми глазами. История такая. Сначала какой-то натуралист сфотографировал экземпляр в парке Куала-Лумпура, потом выложил фото в сетевой фотобанк Flickr, а там его увидели зоологи. Ученые отрядили коллег на отлов ­насекомого — его поймали, и теперь есть описание нового вида Semachrysa jade. (3)

Физики нашли остров

Общее правило для тяжелых химических элементов в природе: чем выше масса, тем быстрее они распадаются. Однако для синтезированных сверхтяжелых элементов был предсказан остров стабильности: с какого-то числа протонов и нейтронов срабатывают квантовые эффекты, которые держат ядро очень долго, возможно, миллионы лет. Предполагали, что этот остров расположен в районе 114-го, 120-го или 126-го элемента. Число нейтронов при этом должно было равняться 184. Однако сейчас уже синтезированы элементы до 118-го (в основном стараниями группы Юрия Оганесяна в Дубне), а стабильности все нет. И вот недавно международная группа ученых, в том числе и российских, провела измерения, определив: остров найдут при 152 нейтронах. (4)

Источники: (1) Sambaran Banerjee et al. // arXiv:1208.0826v1. (2) Leakey M. G. et al. // Nature. 2012. V. 488. P. 201–204. (3) Shaun L. Winterton et al. // ZooKeys. 2012. V. 214. P. 1–11. (4) E. Minaya Ramirez et al. // Science. Published Online August 9 2012.