Оксана Юшко

7 вопросов Валерию Фадееву

генеральному директору медиахолдинга «Эксперт»

О российской журналистике

Один из самых успешных журналистов и медиаменеджеров страны, один из основателей журнала «Эксперт» Валерий Фадеев стоял в том числе и у истоков создания «РР». В нашем юбилейном номере мы решили узнать, что он думает о своем детище, в чем видит главные проблемы современной российской журналистики и знает ли, как их решать

Дмитрий Карцев поделиться:
5 сентября 2012, №35 (264)
размер текста: aaa

1. Насколько сильно отличается сегодняшний «РР» от того, что вы представляли себе изначально?

У нас никогда не было какого-то детального представления о том, как должен выглядеть «РР». Поэтому говорить о том, насколько он отличается, просто невозможно. Задача «РР» — в том, чтобы показать гражданам, в какой стране они живут и как и чем живет эта страна. К сожалению, в медийной сфере это представление крайне искаженное, особенно если смотреть телевизор, и «РР» его, что называется, выпрямляет. Он предлагает утерянную ранее сложность, он возвращает сложные жанры — репортаж и очерк, большое количество фотографий, сделанных мастерами. И эта сложность, очевидно, находит отклик у читателей, просто потому, что сейчас «РР» — самый тиражный еженедельный журнал страны, не считая ТВ-гайдов.

2. Какова должна быть функция традиционных СМИ в условиях наступления интернета и блогосферы?

Все задают вопросы «про интернет», но обычно эти вопросы не очень глубокие. Ну конечно, развитие технологий играет большую роль в нашей жизни. Но если обсуждать профессиональные обстоятельства, например среднее качество информации, то вы увидите в том числе невнятные короткие тексты, поток мусора, выдающего себя за информацию. И этот поток туфты затягивает в себя читателей, обессмысливая слова и предложения. Эта мода на непрофессиональную информацию оказывает отрицательное влияние на нашу с вами работу. Но это не означает, что все разучатся читать, скорее наоборот: истеричное потребление квазиинформации вскоре людям надоест. И тогда так называемые традиционные СМИ вернут свое положение. И тут дело не в носителях информации, а в критериях качества и достоверности.

3. Может ли журналист быть политически ангажирован?

Нет. Только я позволяю себе быть политически ангажированным, будучи издателем, но даже я не позволяю себе вмешиваться в работу «Русского репортера». Суть работы журналиста в том, чтобы отправиться туда, где происходит событие, узнать детали, поговорить с участниками и связно его описать, по возможности не соврав. Но это не означает, что журналист не может иметь позиции, — он, вообще-то, должен иметь какое-то мировоззрение. Да, можно писать какие-то политические эссе и отстаивать свою точку зрения, но это уже не вполне журналистика, это уже отражение той позиции, которую занимает издание в целом. Возьмите Францию: все ведущие СМИ там левые, хотя ультраправую Марин Ле Пен поддерживают 18–20% французов. Собственная позиция в нормальной ситуации не мешает СМИ заниматься журналистикой.

4. Так, может, российская журналистика, заметно радикализировавшаяся за последний год, просто пошла французским путем?

Ну, нет. Даже «ангажированные» французы не позволяют себе такой грубой и открытой пропаганды. А у нас ангажированные СМИ ведут себя так, будто все люди — их ярые сторонники или должны стать сторонниками. Если за несколько дней до митинга вся информационная лента посвящена этому митингу, и я десятки, а возможно, и сотни раз слышу призывы на него прийти, то это уже не журналистика, а грубая пропаганда.

5. Если все французские журналисты левые, а пятая часть населения поддерживает Ле Пен — получается, медиа не всесильны?

Нигде не всесильны, а наши не могут почти ничего. Потому что многие из них не адекватны сложным процессам, происходящим в обществе. Возьмем те самые горячие зимне-весенние события. СМИ стали активно тиражировать теорию «двух Россий»: что, мол, есть «мы», все понимающие и знающие, и «они», необразованные и забитые, которым никто ничего не объяснил. И вот если донести до них некую правду, то никогда они больше не проголосуют за Путина. Ну это же смешно! Безответственно и наивно полагать, что у большей части граждан, в общем, вполне развитой страны нет хотя бы на интуитивном уровне своего отношения к политике. Пошло считать себя настолько умнее всех.

6. Насколько серьезно влияние мировых трендов на отечественные СМИ?

Если не считать уз политкорректности, то западные СМИ, конечно, мощнее, тоньше, сильнее наших. Вот, скажем, посещаемость сайта немецкого журнала Spiegel — а это вовсе не развлекательный журнал — существенно возрастает в дни обсуждения государственного бюджета ФРГ, потому что журналисты объясняют, кому от этого будет лучше, кому — хуже. Не сетуют на то, что «народец не тот», а стараются его заинтересовать. Люди на это откликаются.

7. Чего больше всего не хватает российским медиа?

Качественных журналистов. Надо больше думать, надо лучше разбираться в тех областях, о которых пишет журналист, надо больше работать. Многие хотят сразу стать колумнистами, властителями дум, а наша работа, напомню, — это поехать, узнать, рассказать. И очень мало людей хочет делать эту не слишком красивую работу.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Mail alalaalla@mail.ru 13 сентября 2012
Правду говорил Макаревич, «Грань допустимого давно перейдена». В стране творится полный беспредел!! Я конечно знала, что за нами следят и всё о нас правительство знает, но только скажите зачем это делать публичным? Вот russiansearchdata.ru/ абсолютно всё о каждом из нас, от а до я, вся информация изложена в одном месте и разложена по полочкам четко, понятно, доступно, бери - не хочу..
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение