--

Виртуализация всей страны

Куда идет российский книжный рынок

Ежегодно российский книжный рынок уменьшается на 5–7%. Среди главных его проблем называют пиратство и падение интереса к чтению. Плюс к этому постоянные финансовые проблемы испытывают крупные игроки — например, едва не разорившийся гигант АСТ. Похоже, нынешний этап кризиса подталкивает книжный рынок в целом к переформатированию: в ближайшие полгода на первый план выйдут тренды, которые раньше были маргинальными.

Константин Мильчин
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

20 сентября 2012, №37 (266)
размер текста: aaa

Ближе к реальности

Последние несколько лет наблюдать за нашим книжным рынком все равно что смотреть фильм-катастрофу: что-то большое долго тонет перед камерами. Тонет неспешно, все успевают сходить в туалет, купить еще ­пива и попкорна, потом еще раз в туалет и за попкорном, а оно все тонет и тонет.

Несколько лет подряд тонула крупнейшая оптово-розничная сеть «Топ-книга». А последние полгода все наблюдали, как тонет крупнейшая издательская группа «АСТ». ­Весной в ее офисах начались повальные обыски, издатели обвинялись в неуплате почти 7 млрд рублей. В итоге в АСТ сменился состав владельцев — одним из них стал Олег Новиков, генеральный директор их главного конкурента, издательства «Эксмо».

По словам Новикова, принцип АСТ «как можно больше книг, а денег у нас хватит» не сработал. Люди, которые работали там, делали хорошие книги, просто они не знали и не могли знать, что происходило с этими книгами дальше. 

В АСТ редакторы не влияли ни на тиражи, ни на то, как книги должны продаваться. В «Эксмо», по словам Новикова, они непосредственно работают с книготорговцами. В результате редакторы лучше осведомлены о реальном положении дел в индустрии и знают, что пользуется спросом, а что нет. Теперь полунезависимое АСТ переходит на похожую схему бизнеса. Запасаемся попкорном и смотрим, что будет дальше с гигантами книжного рынка.


Дивный электронный мир

Тем временем появилось два проекта, судьба которых покажет, по какому пути в дальнейшем пойдет если не все книгоиздание, то большая его часть.

Первый — это набирающий известность сайт Thankyou.ru. Он работает по схеме «плати, сколько считаешь нужным». На сайте выложен контент для бесплатного пользования, пока есть только музыка и литература, позже обещают еще и кино. Книгу можно читать онлайн, а можно скачать в четырех разных форматах. А дальше можно или ничего не ­делать, или поблагодарить автора, переведя ему какую-нибудь сумму через «Яндекс.Деньги», с пластиковой карты, через систему Webmoney, СМС-платежом и т. д. Во сколько ты оценил книгу, столько и платишь. Создатели берут себе небольшой процент за обслуживание платежей и сайта.

Проект пока раскручивается, библиотека не очень большая. Но Thankyou.ru уже может похвастаться сотрудничеством с Захаром Прилепиным, Романом Сенчиным, Германом Садулаевым и Михаилом Елизаровым. Сейчас сайт публикует уже выпущенные другими издательствами книги, но он может ­работать и как своего рода онлайн-издательство или литературный журнал. Авторы присылают свои произведения, редколлегия отбирает и размещает их на сайте. Читатели скачивают и оценивают.

Возможен и вариант, что подобный проект сможет работать как краудсорсинговая площадка: автор будет собирать деньги под обещание написать великий роман. Заплатите мне сейчас, а я буду не спеша сочинять ­новую «Войну и мир». Понятно, что нормальный аванс тут получит только проверенный автор. Заодно узнаем, кому у нас доверяют читатели.


Эксперимент Архангельского

Александр Архангельский анализирует культуру и маркетинг культуры как телеведуший, колумнист и профессор Высшей школы ­экономики. И вот он решил поставить эксперимент — как настоящий ученый, на самом себе.

В самом конце августа у него вышел новый роман «Музей революции» — про то, как искусство становится частью государственных и коммерческих интриг, а заканчивается все спиливанием опор церкви. У Архангельского алиби: роман был дописан еще до того, как активистки FEMEN спилили в Киеве ­кресты. Но речь сейчас не об этом, а об эксперименте.

Впервые книга выходит вначале в электронном формате, потом (в укороченном ­варианте) в журнале «Октябрь» и лишь в ноябре — в бумажной версии. Электронную можно купить на litres.ru, wexler.ru, amazon.com или прочитать, если вы подписчик сайта bookmate.com. А на своем сайте Архангельский опубликовал письмо к пиратам: мол, пожалуйста, не выкладывайте роман в Сеть до января, уж очень хочется провести чистый эксперимент и понять, есть ли перспектива у электронной книготорговли в России.

Пока эксперимент идет удачно: за первую неделю продаж через «Литрес» было куплено 343 экземпляра — Архангельский потеснил Донцову. Возможно, успех «Музея революции» заставит издателей всерьез обратить внимание на электронный рынок.


Справка РР

Что нужно успеть прочитать до конца 2012 года

Эммануэль Каррер
Лимонов

Издательство «Ад Маргинем»

Беллетризованная биография Эдуарда Лимонова, написанная французским писателем ­Эммануэлем Каррером — кстати, сыном постоянного секретаря Французской академии и главного специалиста по России Элен Каррер д’Анкосс.

Год назад эта книга получила вторую по престижности французскую литературную премию Ренодо. Могла получить и главную, Гонкуровскую, но жюри смутила личность Лимонова. «Они сказали, — рассказывал сам автор, — что против Каррера они ничего не имеют, но вот Лимонов — это очень плохо. Наша замечательная Гонкуровская премия никогда не достанется такому подонку, как Лимонов».

Российский истеблишмент стесняется Лимонова из-за его оппозиционности. Французский не может простить ему совершенно другое — поддержку сербов во время боснийской войны. Но был в биографии Лимонова эпизод, когда его очень любили во Франции, и Каррер его подробно описывает. В середине 80-х ныне оппозиционный писатель перебрался из США в Париж и крайне удачно вписался в самые крутые французские тусовки. Он был популярен среди богемы, пока не разошелся с ней по боснийскому вопросу.

Впрочем, книга Каррера не только и не столько про Лимонова. Это рассказ об истории России последних лет, а Лимонов — лишь повод, хотя и необычайно яркий. Французам, судя по премии и продажам, про русскую историю читать интересно. Интересна ли наша история в той же мере и нам самим?

 

Кит Ричардс
Жизнь

Издательство Corpus

Безбашенные мемуары одного из основателей Rolling Stones Кита Ричардса. Дедушке под семьдесят, но, судя по тексту, есть еще ­порох в пороховницах. А уж сколько его там было раньше! Концерты, драки, посиделки в участках, наркотики и музыка.

Стиль автора далек от академизма. «Был в те времена такой дикий, но прекрасный закон, по которому, если ты торчок, нужно было ­зарегистрироваться у своего врача, и тогда ты попадал на учет государства как героиновый наркоман и тебе выдавали таблетки чистого героина с пузырьком дистиллированной воды, чтобы разводить и вкалывать. И уж конечно, при таком раскладе любой торчок официально назовет вдвое больше, чем ему нужно.

Плюс одновременно, нужно тебе или нет, ты получал эквивалент в кокаине. Они думали, что эффект кокса будет перебивать эффект опия и, чем черт не шутит, сделает из торчков полезных членов общества — с той мыслью, что, если ты только героинишь, ты ложишься, медитируешь, читаешь всякое, а потом ходишь под себя и воняешь. Но, конечно, кокаин этот торчки начали сбывать налево. Удваивали свои реальные потребности в героине, так что половина запаса оставалась на продажу, плюс весь кокаин. Разводка просто сказочная! И только когда эту программу прикрыли — вот тогда в Соединенном Королевстве начались проблемы с наркотиками».

 

Сью Таунсенд
Адриан Моул. Годы прострации

Издательство «Фантом Пресс»

В ряду великих слепцов наряду с Гомером, Мильтоном и, так и быть, Паниковским стоило бы упомянуть еще одного человека — англичанку Сью Таунсенд. Она тоже слепа, что не мешает ей писать блестящие романы.

Таунсенд фиксирует ­английские реалии — это настоящий рай для историков будущего и любопытных иностранцев. Тут и любимые сериалы, и популярные марки конфет и лимонадов, и то, над чем плачут и смеются, и политики, которыми восторгаются и которых ненавидят.

У Таунсенд есть две ­серии. Одна, короткая, «королевская», состоит из двух книг: «Мы с королевой» и «Королева Камилла»; в ней говорится о том, как монаршая британская семья во главе с Елизаветой была выселена в трущобный пригород. Другая, более длинная, сага об Адриане Моуле — ­зануде, снобе и вечном неудачнике.

Первая книга о Моуле была написана тридцать лет назад, тогда ему было всего двенадцать. Теперь же на русский перевели седьмую часть сериала. Моулу уже далеко за тридцать, у него трое детей, старший из которых служит в Афганистане, а младшей всего пять лет, но он ее откровенно побаивается. Он мечтает о времени, когда «люди в ожидании автобуса начнут беседовать меж собой не о погоде, но о Толстом и постструктурализме». Как и другие произведения Таунсенд, «Годы прострации» — книга однов­ременно мрачная и смешная. И как всегда, это точный портрет Англии нашего времени.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение