«Длина варьирует всего на три пикометра»

Йен Симпсон, директор Научно-технического центра IBM в Москве

26 сентября 2012

В исследовательской лаборатории корпорации IBM впервые удалось различить химические связи в молекулах. На изображении, полученном с помощью атомно-силового микроскопа, видны перекрывающиеся электронные облака, о которых мы читали еще в школьных учебниках химии. Полученная фотография заняла всю обложку одного из последних номеров журнала Science

Йен Симпсон:

Достижение ученых из Исследовательской лаборатории IBM в Цюрихе нужно рассматривать в канве уже более чем 30-летней истории исследований строения вещества, которые проводятся в этом знаменитом центре. Предшественником атомно-силового микроскопа (АСМ), с помощью которого получены изображения межатомных связей, был сканирующий туннельный микроскоп — изобретение, которое в 1986 году принесло ученым Герду Биннигу и Генриху Рореру Нобелевскую премию по физике. Это устройство не использует линз, принцип его работы основан на измерении силы туннельного тока, возникающего в вакууме между наконечником специальной иглы и исследуемым веществом. Подобным образом АСМ измеряет силы притяжения или отталкивания, действующие между специальным щупом и образцом; в каком-то смысле это похоже на механизм работы проигрывателя пластинок.

Сейчас с помощью АСМ можно получать изображения удивительно высокой точности, что и продемонстрировали ученые в этот раз: впервые в истории были показаны различия между межатомными связями разной кратности, длина которых варьирует всего на 3 пикометра (3×10–12 метра. — «РР»).

Ранее в этом году в том же исследовательском центре были получены изображения распределения заряда в молекуле. Эти открытия все дальше продвигают фундаментальные исследования в области строения и химического поведения молекул.