--

Владимир Толстой: «Государству невыгодно содержать малокультурного гражданина»

10 самых авторитетных деятелей культуры

поделиться:
26 сентября 2012, №38 (267)
размер текста: aaa

Владимир Толстой, советник президента РФ по культуре


Из чего складывается репутация и авторитет в культуре?

Авторитет является следствием заработанной репутации. Как правило, им обладают те люди, которым удается формулировать профессиональные проблемы, существующие в сообществе, и доносить их до сообщества, до общества, до власти в таких словах, к которым готовы прислушиваться и присоединяться. Это люди, которые способны выразить мнения большинства в своей сфере или чьи личные мнения находят поддержку этого большинства.

В своем профессиональном сообществе можно стать уважаемым человеком, если за твоими словами есть реальные дела, ­которые ­делаются на протяжении длительного периода времени. Единство слов и дел — фундамент репутации и авторитета.

Что на практике означает репутация в культуре?

Момент, когда к тебе начинают прислушиваться не только внутри твоего профессионального сообщества, но и в обществе, в ­государстве. Когда голос твоего сообщества становится значимым для многих.

Люди это видят. Сначала ты приходишь в свой музей. Тебе важно завоевать авторитет в своем коллективе, в тебя должны поверить. Дальше есть соседи — другие музеи. В этой узкой среде должны видеть то, что ты не сам на себя работаешь, а отстаиваешь интересы сообщества. А потом режиссеры театров и директора библиотек должны верить в то, что ты не зациклен на своем музее. Каждый раз круг все больше расширяется.

Потерять лицо можно в любой момент, а вот набирать авторитет — это очень долго. Бывает, что и вешают ярлыки, чтобы запятнать репутацию и потом манипулировать. У нас так построены законы и системы проверок, что можно почти любого руководителя в чем-то обвинить. Так было с моим коллегой, директором заповедника «Михайловское» Георгием Василевичем: к нему пришел ОМОН, поставили лицом к стене, обвинили бог знает в чем. Потом это все постепенно стало дезавуироваться: оказалось, что он отправил группу сотрудников музея в Италию учиться постановке музейного дела и неправильно оформил документы. Из этого раздули такое! А на самом деле просто группа людей была заинтересована в том, чтобы ­застроить часть заповедника коттеджами, а он этому мешал.

И здесь сообщество начинает вступаться: ­люди уверены в этом человеке, они могут не вдаваться в бумажки, не проверять его, но будут писать письма в его поддержку, выступать на телевидении. А если человек реально прокололся, об этом все равно становится известно. Например, чтобы увеличить финансирование музея или театра, ты участвуешь в системе откатов — значит, ты никогда не будешь пользоваться авторитетом в своем сообществе.

Какие потери понесла музейная культура в 90-е?

Музеи-заповедники долгое время были просто нелегитимны, их юридически не существовало до февраля 2011 года, когда в закон «О музеях» внесли необходимые поправки. Мы их пятнадцать лет добивались. Дело в том, что классический музей выполняет две функции: хранить и выставлять музейный экспонат. А что такое музей-заповедник? Это хозяйства, парки, леса, лошади, пчелы, гуси, кошки, сады, фонтаны, детские сады, школы искусства, издательства. Они все ­никак не укладывались в юридическую плоскость, и всем этим заповедники занимались на свой страх и риск.

Вы стали советником президента по культуре. Как думаете, на этом посту вы сможете сделать для Ясной Поляны больше, чем на посту ее директора?

Я пришел сюда не для того, чтобы помогать Ясной Поляне. Или только музеям-заповедни­кам. Сегодня мы несем значительные потери: сосредоточившись на экономических и политических проблемах, мы ушли в технократический крен. Культура, которая находится на другом борту и должна гармонизировать общество, балансировать его, оказалась в запущении. В какой-то момент она показалась второстепенной. Но это же фундаментальная сфера, которая пронизывает все общество и ­государство! Государству невыгодно содержать малокультурного гражданина, человека. Оно должно больше тратить, чтобы обуздывать его инстинкты, охранять других граждан от агрессии. Это проблема и религиозной ­нетерпимости, и вообще преступлений — все их можно было бы решить усилиями культуры.


По данным ВЦИОМ

Ирина Антонова
Директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Лидер рейтинга деятелей культуры по опросу ВЦИОМа (за длительную музейную работу и авторитет во всем мире). Антонова возглавляет ГМИИ с 1961 года; именно при ней здесь проходили самые знаковые выставки. Она — один из старейших и наиболее авторитетных музейных работников в России: в этом году ей исполнилось 90 лет, а Пушкинскому музею — 100.


Владимир Толстой
Советник президента РФ по культуре.

Бывший директор музея-усадьбы «Ясная Поляна». В мае 2012 года, когда Толстого назначили советником по культуре, должность директора музея перешла к его жене Екатерине. Праправнук Льва Толстого, председатель Центрального совета ассоциации музейных работников регионов России, член Общественной палаты РФ, в 2011 году Толстой предотвратил коммерческую застройку территории, которая примыкает к «Ясной Поляне» и с 1988-го считается охранной зоной заповедника.

 

Владимир Длугач
Директор музея-усадьбы «Архангельское».

С 2010 года вел борьбу с Министерством обороны за прилегающие к музею земли, ранее принадлежавшие Центральному военно-кли­­ни­­чес­­­кому санаторию. В 2011-м Минобороны решило распродать эти земли под строительство. Руководство музея-усадьбы воспротивилось застройке, в итоге суд признал недействительным приказ Минобороны об изъятии участков у «Архангельского».

 

Кирилл Серебренников
Режиссер.

Один из немногих деятелей отечественной культуры, который занимается «междисциплинарной» режиссурой: ставит спектакли, оперы, снимает фильмы и делает масштабные акции на стыке разных искусств. В 2012-м со скандалом возглавил Театр им. Гоголя в Москве и снял любовную драму «Измена» — единственный русский фильм, попавший в главный конкурс 69-го Венецианского кинофестиваля.

 

Михаил Пиотровский
Директор Государственного Эрмитажа.

Под его руководством один из главных российских музеев весь 2012 год готовился ­отмечать 200-летие победы в войне 1812 года. Этот юбилей был отмечен рядом выставок и специальных проектов. Кроме того, Пиотровский предложил учредить общероссийский праздник 25 декабря — в день издания манифеста Александра I об изгнании неприятеля из Отечества.



Опрос «РР»

Виктор Пелевин
Писатель.

По-преж­­нему остается cамым актуальным писателем России. В последнее время формулировка «Мы живем в пелевинском мире» звучит в СМИ и в публичных выступлениях экспертов все чаще, а полет Путина со стерхами назвали «Пелевинским».

В конце 2011 года ­Пелевин выпустил роман «S.N.U.F.F.», который, как всегда, точно диагностировал страхи и ожидания нашего общества по поводу ближайшего геополитического будущего.

Алексей Балабанов
Кинорежиссер.

Автор «Брата» и «Груза 200» снял в этом году новый фильм — «Я тоже хочу», притчу о поисках русским человеком счастья, Бога и смерти, которые для него одно и то же. Это один из лучших и самых сильных фильмов питерского классика, отличающийся особой личной интонацией и каким-то бездонным трагизмом. Картина участвовала в конкурсе «Горизонты» 69-го Венецианского кинофестиваля.

 

Александр Сокуров
Кинорежиссер.

Один из главных символов русского кино. Закончил своего эпического «Фауста» и в 2011-м ­получил за него «Золотого льва» на 68-м Венецианском кинофестивале. Картина — радикальная ­интерпретация текста Гете: согласно ­Сокурову, чтобы стать дьяволом, человеку не нужен никакой Мефистофель, ибо человек сам себе искуситель.

 

Сергей Невский
Композитор.

В сентябре 2012 года на сцене Большого театра прошла премьера его оперы «Франциск», посвященной Франциску Ассизскому. Сергей Невский — один из наиболее востребованных в мире современных российских композиторов: его произведения чаще звучат в Европе, чем на родине. Премьера в Большом театре состоялась в рамках проекта «Лаборатория современной оперы», призванного популяризировать ­наших современных композиторов в нашей же стране.

Василий Сигарев
Режиссер, драматург.

Один из лидеров новой драмы Сигарев снял свой второй фильм — «Жить», фундаментальную притчу о жизни и смерти, сшибающую наповал и никого не оставляющую равнодушным. Картина представляла Россию в конкурсе 41-го Роттердамского кинофестиваля и получила два приза на 23-м «Кинотавре» (за лучшую режиссуру и лучшую операторскую работу).


Комментарий

Если сравнить пятерку ­ВЦИОМа и пятерку «РР», ста­новится ясно, что в нашей современной культуре есть два мощных тренда, фактически две параллельные культуры. Первый тренд — институционализация, второй — ориентация на творцов и личное творчество, существующее вне четко очерченных культурных институций.

Наиболее авторитетные деятели культуры институциональной — у ВЦИОМа: его опрос проводился главным образом в регионах, а экспертами были представители государственных музеев и галерей, продюсерских центров, репертуарных театров, Союза писателей. Пятерка «РР» опирается, скорее, на персональный авторитет и вес каждого эксперта. Сам эксперт — критик, писатель, режиссер — при этом мог и не быть членом культурной институции вроде Союза писателей или продюсерского центра.

Институциональные культурные авторитеты — это главным образом люди, так или иначе взаимодействующие с властью. Но при этом в списке ВЦИОМа некоторые профессии вообще не представлены. Например, нет ни одного романиста и всего один кинорежиссер. Опрос ВЦИОМа проводился в основном среди региональных деятелей, а наш — среди столичных. Такое распределение профессий по разным спискам показывает, что если в Москве новые книги и фильмы появляются сразу, потребляются немедленно и являются важной темой профессиональной и общественной дискуссии, то до регионов многие из них попросту не доходят или доходят много позже. А вот борьба за музейные коллекции и территории, защита памятников и культурного наследия от всех и вся, в том числе и от власти, с которой вроде бы сотрудничаешь, для региональной культуры тема гораздо более острая, чем для столичной.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение