--

Виновный в «Невиновности»

Автора скандального фильма судят за выход в интернет под псевдонимом

Через две недели после прокатившихся по исламским странам протестов против фильма «Невиновность мусульман» американские власти задержали его автора. Правда, не за содержание фильма, а за нарушение условий условно-досрочного освобождения из тюрьмы: автор оказался мелким аферистом-одиночкой. Благодаря интернету, глобализации и политизированным СМИ сегодня такой человек способен устроить скандал мирового уровня.

Павел Бурмистров
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

1 октября 2012, №39 (268)
размер текста: aaa

Когда 11 сентября в некоторых исламских странах толпы людей вдруг пошли на штурм американских посольств, а в Ливии даже убили американского посла Криса Стивенса, мировая общественность узнала о существовании фильма «Невиновность мусульман». Причем ­непонятно было, ни кто и когда его снял, ни где можно познакомиться с полной версией: по ­Сети гулял только 14-минут­­ный трейлер. Ясно было только одно — зачем его сняли. Провокационный характер фильма был очевиден, настолько низкого он был качества и с откровенно оскорбительным для мусульман содержанием.

Еще несколько недель понадобилось американским спецслужбам и СМИ на восстановление картины во всей полноте. Она оказалась трагикомичной. Автор фильма, некий Накула Басили Накула, — классический мелкий аферист-неудачник, по происхождению египетский христиа­­нин-копт. Он приехал в США еще в 80-е, в 1997 году сел в тюрьму за производство синтетических наркотиков, провел за решеткой год и вернулся туда в 2002 году — за нарушение условий УДО. В 2010-м он снова оказался в тюрьме, на этот раз за махинации с картами социального страхования.

Именно во время последней ­отсидки Накула и написал сценарий «Невиновности мусульман». Эта афера вновь не принесла ему денег и довела до суда, но зато сделала известным его имя. Причем настоящее — за свою жизнь, сопряженную с постоянными ­нарушениями закона, он сменил по крайней мере 14 псевдонимов. Теперь ему грозит уже до трех лет тюрьмы. Ведь условия последнего УДО ­запрещали Накуле пользоваться псевдонимами и выходить в интернет. Оба запрета были нарушены: он снял свой фильм под именем Сэма Бэсила и выложил трейлеры в Сеть.

Сама картина, как и ее автор, тоже долгое время жила «под псевдонимами». Снималась она как «Воитель пустынь» — чтобы ввести в заблуждение съемочную группу. Все были уверены, что снимают кино про жизнь кочевников в египетской пустыне за 20 веков до наших дней. Лишь потом Накула полностью пере­озвучил фильм, привнеся туда фигуру пророка Мухаммеда вместе с оскорблениями в его адрес.

В прокат фильм выходил уже под другим названием — «Невиновность бен Ладена». Очевидно, автор надеялся дать своей провокации дополнительный импульс, заманивая на просмотры американских мусульман. Но хитроумный план Накулы не только, как обычно, провалился, но и вообще поставил крест на прокатной судьбе картины. После премьеры в одном из частных кинотеатров Лос-Анджелеса, на которую пришли десять человек, бдительный голливудский блогер Джон Уэлш явился в городской совет и рассказал депутатам, что во вверенном им городе распространяют фильм, судя по названию, оправдывающий «врага США № 1». Дальнейший показ был отменен.

Пришлось распространять фильм через интернет. Накула выложил трейлер в Сеть 1 июля, но два месяца он и там был решительно никому не нужен, пока такой же копт-исламофоб Моррис Садек из Вирджинии не нашел его и, снабдив арабскими субтитрами, не выложил на сайте своей ­общественной организации. И только тогда он попал в поле зрения редакторов египетского исламистского телеканала «Аль-Нас», в эфире которого 9 сентября был показан отрывок из трейлера. Дальнейшие события хорошо известны.

Самого фильма, возможно, ­вообще не существует. Его должны были видеть десять человек на единственном сеансе, но пока никто из них не объявился с рассказами о полной версии. Что, в общем, теперь уже и неважно. В  современном мире интернета, глобализации, постмодерна и крайне политизированных СМИ несуществующий фильм смог вызвать скандал мирового масштаба не менее успешно, чем существующий. Причем каждая страна умудряется найти в этой общемировой каше свой собственный вкус.

В России, где готовятся принять закон об оскорблении чувств верующих, а статья об экстремизме в УК одна из наиболее одиозных, — это местный скандал вокруг заявлений властей о возможности блокирования ютуба. В Пакистане, формально светской стране, где регулярно практикуются семейные «убийства чести», — ­заявление министра связи о вознаграждении за голову Накулы. На Украине — митинг против фильма, на котором крымские ­татары в очередной раз потребовали расширения своих прав. Об  этих проблемах Накула, скорее всего, никогда не слышал, но невольную лепту в их раздувание внес. Так что, наверное, не так и удивительно, что судят его вовсе не за содержание фильма, а за нарушение условий УДО. В конце концов, у США тоже свои проблемы. Там больше 5 млн человек, или 2,5% взрослого населения, ­находятся на разных видах УДО, условия которого они постоянно нарушают.
 

См. также:

Арт-последствия. К чему приводят художественные высказывания на запретные темы

Универсальный посол. Как ливийская революция убивает своих отцов

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
большаков кирилл 5 октября 2012
поверхностная статья...
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение