--

Полный комплект

Стали известны города, в которых пройдут матчи чемпионата мира

Через шесть лет в России пройдет мировое футбольное первенство. В борьбе за проведение игр чемпионата сошлись 13 городов европейской части страны. После проведенного оргкомитетом отбора два претендента из списка выбыли. Главным сюрпризом оказалось отсутствие в нем Краснодара и то, что в число счастливчиков попали Саранск и Калининград.

Александр Кобеляцкий, Роман Романовский
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

4 октября 2012, №39 (268)
размер текста: aaa

Радость калининградцев была так велика, что гром салюта, взрывы петард, хлопушек и всеобщее ликование жителей заглушили телемост с Москвой. Единственное, что услышала страна, были повторявшиеся, как мантра, заверения губернатора Николая Цуканова: «Мы построим, мы не подведем… Мы построим, мы не подведем».

Руководителю самого западного региона России больше сказать и вправду было нечего. В таблице городов-претендентов Калининград находился в опасной зоне вылета, и многие опасались, что именно это и произойдет. За последнее время область практически полностью растеряла футбольные традиции, а развитие спортивной инфраструктуры остановилось в далеком 1998 году, когда местный клуб «Балтика» покинул премьер-лигу.

— Пока мы прозябали в первом и втором ­дивизионах, в Калининграде выросло целое ­поколение людей, которые не видели вживую «Спартак», «Зенит», «Локомотив» и даже не знают, как правильно болеть! Сейчас и на стадион-то ходит от силы тысяч четыре-пять, не то что раньше, — ностальгирует один из болельщиков со стажем.

Сам стадион «Балтика» достался калининградцам как трофей после Великой Отечественной: построенное немцами еще в 1898 году сооружение вмещает около 15 тысяч человек, однако территория вокруг арены не позволяет провести масштабную реконструкцию. Поэтому создавать новую футбольную инфраструктуру в городе придется в другом месте с нуля.


Футбольный остров

Выбор места для будущего стадиона вызвал острую дискуссию. Его решили строить на острове Октябрьский на реке Преголе. С одной стороны, место это удачное, поскольку остров находится недалеко от центра города, но с другой — это болотистый пустырь, на котором даже немцы в довоенном Кенигсберге не решились ничего соорудить. Правда, в советское время там все же построили несколько панельных домов, а также квартал неопрятных эллингов. И футболу, судя по всему, придется соседствовать с этим мрачным наследием.

Противников возведения стадиона на острове Октябрьский смущает прежде всего вселенский масштаб предстоящей стройки, а также болотистая почва, из-за которой ­арена может просто «уплыть». Чтобы этого не произошло, строителям, по прогнозам экспертов, придется вбивать в почву 50-мет­­ровые сваи. А еще подводить к острову электро-, водо- и газоснабжение, строить канализационную сеть, очистные сооружения, ­дождевые стоки…

Региональный оргкомитет уже провел не­официальный конкурс концепций застройки «футбольного острова», в котором приняли участие пять известных архитектурных бюро — таких, например, как британская фирма Populos и проектировщик стадиона в Гданьске немецко-польская компания RKW. Больше всего калининградским чиновникам понравилась концепция российской фирмы «Мостовик» и немецкой GMP Architekten.

Разработчики предложили полностью застроить Октябрьский, фактически создав ­новый центр города. По их подсчетам, здесь смогут поселиться 22 тысячи человек, для которых будет создана вся необходимая инфраструктура, в частности, построено восемь детсадов и три школы. Набережные острова застроят домами в стиле старого Кенигсберга, за ними разместятся таунхаусы и экономичное жилье. В центре острова найдется место и для 45-тысячного стадиона (часть трибун потом разберут, сократив вместимость вдвое), и для башни-гостиницы. После того как чемпионат мира станет фактом истории, стадион превратится преимущественно в торгово-развлекательный центр, арену для проведения концертов, выставок и презентаций. Будет на нем играть и местная «Балтика».

Калининградский клуб долгое время поддерживался исключительно за счет областного и городского бюджетов, финансовые возможности которых позволяли содержать очень среднюю команду первой лиги. «Балтика» так бы и осталась без спонсора, но в дело вмешался «фактор Путина». Дело в том, что компания «Росэнергоатом», подрядчик госкорпорации «Росатом», строит в Калининградской области не особо популярную у населения Балтийскую АЭС, и региональные власти подумали, что спонсирование местного футбольного клуба помогло бы «Росэнергоатому» заслужить любовь калининградцев.

— Я подошел к Кириенко и предложил ему стать титульным спонсором «Балтики». Он отнесся к этой затее скептически, предложив мне спросить разрешения у Путина, — рассказал «РР» губернатор Николай Цуканов. — Кириенко надеялся, что я постесняюсь подойти к Путину. А я не постеснялся!

Теперь «Росэнергоатому» приходится вкладывать в «Балтику». Пока это относительно небольшие средства, позволяющие команде спокойно держаться на плаву в первой лиге. Правда, после победы Калининграда на «футбольных выборах» ситуация должна измениться. Спонсор, по словам генерального ­директора клуба Александра Гвардиса, готов увеличить финансирование для решения ­самых высоких задач.


«Рейхстаг» в конце концов взяли

Региональные власти с самого начала были уверены, что Калининград получит право на проведение матчей ЧМ-2018. «Если федеральный центр выделяет деньги на проектирование стадиона в размере 360 миллионов рублей, то, как вы думаете, войдем ли мы в окончательный список городов-участни­­ков?» — спрашивал у журналистов еще в ­самом начале пути вице-премьер правительства Калининградской области Роман Скорый, ответственный за подготовку к ­турниру.

Правда, кроме удобного расположения Калининградской области и ее близости к Европе козырять местным властям было в общем-то нечем. Уж по крайней мере не инфраструктурой. Местный аэропорт Храброво ­из-за короткой взлетно-посадочной полосы не способен принимать воздушные суда массой более 100 тонн (то есть дальнемагистральные самолеты и некоторые виды среднемагистральных), а само здание аэровокзала напоминает послевоенные развалины, за что местные жители окрестили его Рейхстагом. Но накануне оглашения списка городов-победителей «Рейхстаг» приобрел заинтересованный в его реконструкции и развитии инвестор, пообещавший к 2018 году избавить аэропорт от этого прозвища.

Впрочем, несмотря на объективные проблемы, европейским болельщикам, по мнению местных властей, все равно будет удобнее приехать в Калининград, чем, скажем, в Екатеринбург. Жители города тоже любят порассуждать о своей ментальной близости к Европе. Одна пожилая калининградка, пришедшая в фан-зону наблюдать за церемонией оглашения списка городов, настроена была явно революционно.

— Если нам сейчас не дадут чемпионат, надо Москве еще один митинг забомбить! — убеждала она других болельщиков. — Федеральный центр и так нас постоянно обделяет, мы зажаты внутри Европы и страдаем из-за этого! Мы же уникальная область, таких больше нет. И если нам еще и чемпионат не дадут, значит, мы вообще никому не нужны.

К счастью, Калининград вниманием не обделили.


Дорогостоящее отставание

Проблемы Калининграда типичны для большинства городов, получивших право принять матчи первенства мира. Особняком стояли «неприкасаемые» флагманы — Москва, Санкт-Петербург, Казань и Екатеринбург, — также столкнувшиеся с трудностями, хотя и иного порядка. Многострадальный стадион «Зенит» в Северной столице, на котором должны пройти несколько ответственных игр, в том числе и полуфинал, к 2018 году ­наверняка достроят, заодно установив рекорд стоимости одного места на трибуне. Столичный стадион «Динамо», лежащий в настоящее время в руинах, и вовсе выпал из списка арен первенства. Организаторы предпочли сделать ставку на уже строящийся в Тушине «Спартак».

Однако главные затраты на проведение чемпионата, оптимистично оценивающиеся сегодня в 600 млрд рублей, связаны вовсе не со строительством арен, а с модернизацией инфраструктуры. Власти надеются, что значительную часть расходов возьмет на себя частный бизнес. Однако, как показывает опыт подготовки к Играм в Сочи, подобные расчеты не всегда оправдываются. Частные структуры не заинтересованы в капитальных вложениях в объекты с длительной окупаемостью и соглашаются на это лишь после мощного давления сверху. При этом масштабы олимпийской стройки не идут ни в какое сравнение с объемом работ, необходимых, чтобы принять первенство мира по футболу. Некоторые проблемы носят весьма нетривиальный характер. Скажем, в Екатеринбурге придется переносить на другое место тюрьму, соседствующую со стадионом «Центральный».

Сегодня нет никакой уверенности в том, что к чемпионату мира Россия получит новую сеть скоростных автотрасс, а по железным дорогам будут ездить десятки «сапсанов». Возможно, основные города и успеют связать автострадами приличного европейского уровня, часть которых станет платными. Однако желающим посетить матчи в разных группах все равно придется летать.

Максимальное расстояние между двумя ­самыми удаленными точками проведения ЧМ-2018 составляет 2953 километра. Подобное уже случалось в истории — например, в 1994 году, когда болельщикам и журналистам пришлось кочевать с одного побережья США на другое. В российском варианте это приведет к дополнительным расходам на обновление авиапарка. В этом, впрочем, тоже можно найти плюсы.

Города, попавшие в заветный список, с ­помощью государства смогут в ближайшие годы построить новые объекты транспортной и гостиничной сети, спортивные арены. Тем же, кому не повезло, остается лишь посочувствовать.

Ярославль изначально считался аутсайдером, поскольку в городе, несмотря на строительство виповских отелей к канувшему в Лету Мировому политическому форуму по меркам чемпионата остро не хватает гостиничных мест. Предполагалось, что пару ему составит Саранск, однако столица Мордовии неожиданно попала в число счастливчиков — проиграл Краснодар. Выбор определила негласная квота: один город от региона. ­Объяснения, что для оценки претендентов использовались четкие критерии ФИФА, не убеждают, поскольку Краснодар явно опережал некоторых конкурентов по целому ряду показателей. Выбор был продиктован чисто экономическими причинами: в Сочи не придется начинать стройку с нуля.

Председатель оргкомитета чемпионата ­Европы в Польше Адам Олкович в недавней беседе с корреспондентом «РР» дал понять: окончательный список городов определяет оргкомитет страны — высшие футбольные власти, как правило, лишь проштамповывают принятое им решение. Комиссии ФИФА, побывавшие во всех регионах России, согласились с обоснованностью такого выбора: визуально Краснодар заметно уступает активно строящемуся Сочи и даже Саранску, где уже есть проект стадиона «Юбилейный» и начались подготовительные работы.

Естественно, не все восприняли это решение бесстрастно. Бизнесмен Сергей Галицкий, владеющий клубом «Краснодар», даже позволил себе несколько резких слов в твиттере. Кое-кто легкомысленно предположил, что ситуация до 2018 года еще тридцать раз переменится. Напрасно. В действительности футбольный поезд уже ушел. В направлении Саранска.


Как будет устроен чемпионат (версия «РР»)

Групповой турнир

(8 групп по 4 команды)

Группа 1: Москва. В ней выступает команда хозяев; матч открытия в Москве

Группа 2: Санкт-Петербург, Калининград

Группа 3: Сочи, Ростов-на-Дону

Группа 4: Волгоград, Самара

Группа 5: Казань, Екатеринбург

Группа 6: Нижний Новгород, Саранск

Группа 7: Самара, Казань

Группа 8: Москва, Санкт-Петербург

Серия плей-офф

Матчи 1/8 финала: Москва (2 игры), Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Самара, Нижний Новгород, Волгоград

Матчи ¼ финала: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи

Полуфиналы:

Москва, Санкт-Петербург

Матч за 3-е место:

Санкт-Петербург

Финал:

Москва


Справка РР:

Москва

Население (млн чел): 11,6

Стадионы:

«Лужники», реконструкция, 90 000

«Динамо», новый, 45 000

«Спартак», новый, 47 000

Гостиницы: больше 350

Городской транспорт: трамвай, метро, монорельс, троллейбус, автобус, маршрутное такси, электропоезда

Автовокзал: 1

Речные вокзалы: 2

Железнодорожные вокзалы: 9

Аэропорты: Шереметьево (2007, ВПП — 2), Домодедово (2008, ВПП — 2), Внуково (2011, ВПП — 2)

Автотрассы: М1 («Беларусь»), М2 («Крым»), М3 («Украина»), М4 («Дон»), М5 («Урал»), М6 («Каспий), М7 («Волга»), М8 («Холмогоры»), М9 («Балтия»), М10 («Скандинавия»)


Санкт-Петербург

Население (млн чел): 4,9

Стадион: «Зенит», новый, 70 000

Гостиницы: больше 400

Городской транспорт: трамвай, метро, троллейбус, автобус, маршрутное такси, аквабус

Автовокзал: 1

Морской порт: 1

Железнодорожные вокзалы: 5

Аэропорт: Пулково (к 2014, ВПП — 2)

Автотрассы: М10 («Скандинавия»), М11 («Нарва»), М18 (Санкт-Петербург — Мурманск), M20 (Санкт-Петербург — Одесса)


Казань

Население (млн чел): 1,16

Стадион: новый, 45 000

Гостиницы: больше 100

Городской транспорт: трамвай, метро, троллейбус, автобус, маршрутное такси, пригородные электропоезда

Автовокзалы: 2

Речной вокзал: 1

Железнодорожные вокзалы: 2

Аэропорт: Казань (к 2013, ВПП — 1)

Автотрассы: M7 («Волга»), Р239 (Казань — Оренбург)


Нижний Новгород

Население (млн чел): 1,25

Стадион: новый, 45 000

Гостиницы: больше 100

Городской транспорт: трамвай, метро, троллейбус, автобус, фуникулер, маршрутное такси, пригородные электропоезда

Автовокзал: 1

Речной вокзал: 1

Железнодорожный вокзал: 1

Аэропорт: Стригино (1960, ВПП — 2)

Автотрассы: М7 («Волга»), Р158 (Нижний Новгород — Саратов), Р152 (Нижний Новгород — Ростов)


Самара

Население (млн чел): 1,17

Стадион: новый, 44 000

Гостиницы: больше 100

Городской транспорт: трамвай, метро, троллейбус, автобус, маршрутное такси

Автовокзал: 1

Речной вокзал: 1

Железнодорожный вокзал: 1

Аэропорт: Курумоч (к 2014, ВПП — 2)

Автотрассы: М5 («Урал»), М32 (Самара — Чимкент), Р178 (Самара — Саранск), Р224 (Самара — Оренбург), Р226 (Самара — Волгоград)


Саранск

Население (млн чел): 0,3

Стадион: новый, 45 000

Гостиницы: больше 50

Городской транспорт: троллейбус, автобус, маршрутное такси

Автовокзал: 1

Железнодорожный вокзал: 1

Аэропорт: Саранск (1981, ВПП — 1)

Автотрассы: М5 («Урал») через Р180 (185 км), Р158 (Нижний Новгород — Саратов), Р178 (Самара — Саранск)


Екатеринбург

Население (млн чел): 1,38

Стадион: Центральный, 44 000

Гостиницы: больше 100

Городской транспорт: трамвай, метро, троллейбус, автобус, маршрутное такси, городской электропоезд

Автовокзалы: 2

Железнодорожный вокзал: 1

Аэропорт: Кольцово (2009, ВПП — 2)

Автотрассы: М5 («Урал»), Р242 (Екатеринбург — Пермь), Р351 (Екатеринбург — Тюмень)


Сочи

Население (млн чел): 0,36

Стадион: новый, 47 700

Гостиницы: меньше 200

Городской транспорт: автобус, маршрутное такси, пригородные электропоезда

Автовокзал: 1

Железнодорожный вокзал: 1

Морской порт: 1

Аэропорт: Сочи (2009, ВПП — 2)

Автотрассы: М27 (Адлер — Джугба)


Волгоград

Население (млн чел): 1,02

Стадион: новый, 45 000

Гостиницы: больше 50

Городской транспорт: трамвай, скоростной трамвай, троллейбус, автобус, маршрутное такси, городской электропоезд

Автовокзал: 1

Речной вокзал: 1

Железнодорожный вокзал: 1

Аэропорт: Гумрак (1954, ВПП — 1)

Автотрассы: М6 («Каспий»), M21 (Волгоград — Кишинев)


Калининград

Население (млн чел): 0,43

Стадион: новый, 45 000

Гостиницы: больше 50

Городской транспорт: трамвай, троллейбус, автобус, маршрутное такси

Автовокзалы: 2

Морской  порт: 1

Железнодорожный вокзал: 1

Аэропорт: Храброво (2007, ВПП — 1)

Автотрассы: А229, A194 (часть маршрута Берлин — Минск)


Ростов-на-Дону

Население (млн чел): 1,1

Стадион: новый, 43 700

Гостиницы: меньше 100

Городской транспорт: трамвай, троллейбус, автобус, маршрутное такси

Аэропорт: Ростов-на-Дону (1977, ВПП — 1)

Речной порт: 1

Автовокзал: 1

Железнодорожный вокзал: 1

Автотрассы: М4 (Москва — Новороссийск)

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Yandex vilkovk 8 октября 2012
(меланхолично) нет в Нижнем Новгороде фуникулёра, был в начале прошлого века да сломали. Только планируют восстановить. Есть канатная дорога через Волгу, это да.
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение