Жители Венеры вызвали споры между учеными и другие новости

11 октября 2012

На страницах последнего номера журнала «Астрономический вестник» развернулась бурная дискуссия на тему: есть жизнь на Венере или нет. Поводом послужили недавние публикации профессора Леонида Ксанфомалити из Института космических исследований РАН.

Он заново проанализировал снимки поверхности Венеры, сделанные советским аппаратом в 70-е годы. «Обработка малозашумленных данных “Вене­­ры-9” позволила выделить крупный объект с необычной регулярной структурой. Ранее его нечеткие изображения неоднократно приводились в публикациях и интерпретировались как “странный камень”. Сложная форма и другие его особенности позволяют предположить, что объект может быть реальным обитателем планеты <…> Из свидетельства о его перемещении и о положении некоторых других объектов сделан вывод, что из-за ограниченных энергетических возможностей физические действия у венерианской фауны могут быть намного более медленными, чем у земной», — пишет ученый.

Ксанфомалити даже попытался предположить, какой именно может быть жизнь на Венере: «Подобно Земле фауна Венеры имеет гетеротрофный ­характер, и источником ее существования должна быть гипотетическая флора планеты, использующая фотосинтез, основанный на неизвестном биофизическом механизме».

Однако далеко не все ученые согласны с тем, что на снимках изображено ­нечто живое. «Наш анализ этой панорамы, подкрепленный сравнениями с различными объектами, наблюдаемыми на поверхностях Земли и Луны, ­показывает, что все объекты, видимые на панораме “Венеры-9”, вероятно, ­являются объектами неживой природы. Это полигональные обломки базальтовых лав, плитчатые обломки литифицированных отложений тонкозернистой фракции выбросов из удаленных ударных кратеров и более редкие ­обломки округлых очертаний», — пишет в том же номере журнала Александр Базилевский из ГЕОХИ им. Вернадского. Другие ученые считают, что «странный камень» мог появиться на снимках из-за особенностей видеоаппаратуры. (1)

Американцы захватывают Башкирию

Экологи бьют тревогу: на территории Башкирии становится все больше растений чужеродного происхождения. В первую очередь это виды, характерные для Северной Америки: абмрозия, циклахена, гривастый ячмень, ослинник двулетний и другие. По оценкам ученых, они доминируют над местной флорой с долей от 10 до 99%. Плотность побегов может составлять больше тысячи на один квадратный метр. «Экологический вред связан с вытеснением местных видов, засорением нарушенных земель и аллергенностью пыльцы», — пишут авторы исследования. (2)

Диацилглицерилтриметилгомосерины на закуску

Петербургские ученые обнаружили в обычных опятах вещества с потрясающим названием — диацилглицерилтриметилгомосерины. Показано, что эти соединения накапливаются на поздних этапах развития гриба в условиях недостатка питательных элементов. Способствует этому и осеннее снижение температуры воздуха. Какую практическую пользу можно получить от этого открытия, нам выяснить не удалось. Но если, закусывая водку маринованными опятами, вы сумеете произнести: «Я съел диацилглицерилтриметилгомосерин» — значит, все хорошо. (3)

Источники: (1) Л. В. Ксанфомалити // Астрономический вестник. 2012. № 5. С. 393–403. А. Т. Базилевский // Астрономический вестник. 2012. № 5. С. 404–408. Г. А. Аванесов // Астрономический вестник. 2012. № 5. С. 409–410. А. С. Спирин // Астрономический вестник. 2012. № 5. С. 411. Дон П. Митчелл // Астрономический вестник. 2012. № 5. С. 412–414. А. С. Селиванов, Ю. М. Гектин // Астрономический вестник. 2012. № 5. С. 415–416. О. Л. Вайсберг // Астрономический вестник. 2012. № 5. С. 417.(2)Л. М. Абрамова // Экология. 2012. № 5. С. 324–330. (3) С. В. Сенник и др. // Микробиология.2012. Т. 81. № 5. С. 578–586.