--

Новые простые

Кто сегодня пишет музыку на двух аккордах, с одной гитарой и старым компом

Последние три года у нас набирает обороты новый примитивизм в музыке. Начавшись с концертов Padla Bear Outfit, он разросся до огромного числа артистов, которые предпочитают вылизанному студийному звуку шероховатый домашний, а тексты ставят во главу угла. По большей части это песни о личных переживаниях, неустроенности человека-потребителя, человека-мечтателя. Мы выбрали самых ярких музыкантов этой генерации и рассказываем, чем же они хороши.

Николай Овчинников поделиться:
9 ноября 2012
размер текста: aaa

Padla Bear Outfit

Петербуржец Арсений Морозов намеренно работал из принципа «чем хуже, тем лучше». Один из альбомов его первого проекта был записан на кассету при полном отсутствии интернета и какой-либо связи с внешним миром. Последнее вполне относится и к самим песням Padla Bear Outfit – они больше пригодны в оффлайне, на концерте. Сырой, неровный звук. Грубый, надломленный, неровный вокал. Это, вкупе с сугубо личностной лирикой Морозова, напоминает один большой манифест поколения, у которого оказалось слишком много коммуникаций и которое пока не придумало, как посреди них не сойти с ума.

Слушать: «Хипстер», «Ты Сдох», «Танцевать»

Выбор редакции: небрежно-лирическая вещь «Бомжи» в акустике с цитатами из Бродского и фактическими ошибками (Кижи – остров, а не город).


 

«Сабля»

Второй – и не последний – проект Морозова. Вместе с певицей Галей Чикис он записал альбом, как они сами выражались, «ипотека-панка». Название довольно точное: это простецкие песни из тесной комнаты, в которых поется, если совсем огрублять, о внешнем удовольствии от потребления и внутреннем ощущением пустоты. Если в Padla Bear Outfit Морозов больше шумел и гремел, то в песнях «Сабли» царит комнатный минимализм: пиликает дешевый синтезатор, звучат нехитрые три аккорда, барабаны бьют марш.

Слушать: «Понедельник», «Лена Смирнова»

Выбор редакции: арт-клип «Понедельник» с метафорическими грузчиками на заднем плане и очаровательной Галей Чикис.


 

«Лемондэй»

Опять из Петербурга (хотя и с красноярским поэтическим прошлым). Опять же рваные аккорды и нарочитое дилетантство, как у Padla Bear Outfit. И опять же грандиозный хайп в профильной прессе. Критик еще живого тогда Openspace Денис Бояринов даже придумал их стилю отдельный термин «антигруша» (в смысле противопоставления старой бардовской традиции). По прошествии двух лет шумиха вокруг них не выглядит надуманной. Это, конечно, музыка на службе у текста, а не наоборот. Но эта служба очень правильная: зазвучав в электричестве, «Лемондэй» внезапно «одели» эти гимны коммунального отчаяния в нужный костюм. Крикливый, сырой панк – как у его непосредственных создателей вроде The Stooges или Патти Смит – о животных, школе, детях и боли. Но самое главное – «Лемондэй» действительно смогли «пустить волну»: теперь простые и ясные тексты под простые и ясные аккорды не звучат детскими опытами – им хочется верить больше, чем иным прилизанным любителям выкрутить все ручки вправо.

Слушать: «Животные», «Луна», «Змея»

Выбор редакции: комфортная, в отличие от концертных вариантов, запись песни с безупречным текстом «Змея»


 «Пес и Группа»

Если песни Padla Bear выглядели как созерцание собственной боли, а песни «Лемондэй» – как откровения из детской комнатки, то у «Пса и Группы» сплошная рефлексия. Фактически, «Пес и Группа» являются венцом всему новому примитивизму – мол, мы восприняли стиль, узрели, как он хорош, а теперь пытаемся обустроиться в этом неуютном мире. А песни являются реакцией на обстановку – визгливый саксофон, монотонный топот ударных, ритмичный бас. Суровый питерский быт смешался со статью американского инди,  и получилась отчаянная, болезненная музыка, которая без всяких уловок доводит до дрожи в коленках.

Слушать: «Балет», «Два Лица»

Выбор редакция: удивительно гармоничное произведение «Балет». Текст, исполнение, качество звука – все отвечает духу панк-культуры в ее истинном варианте. Случай, когда форма и содержание совпадают на 100%.


 «Трипинадва»

Самая неагрессивная группа из всех вышеозначенных. Простота здесь доведена до своего логического конца – только гитара, ксилофон и два девичьих голоса, поющих о больших радостях и маленьких трагедиях собственной жизни. Здесь нет игр в жизнь или игр в арт – это просто песни, которые наследуют традицию не сложносочиненного американского рока, а исключительно рока нашего – и оттого только выигрывают. Эту музыку тянет назвать «доброй» или «милой», но это было бы лукавством. Любая прекрасная картина тут опровергается даже не предложением – словом. «На фоне красивого пейзажа происходит какая-то лажа» – это только самый известный пример.

Слушать: «Марина», «Динозавр»

Выбор редакции: энергичная песня с загадочным словом в припеве, о значении которого можно только интуитивно догадываться. Сочинить довольно бессмысленную песню на двух аккордах с бойким речитативом в куплете, да еще и остроумно разложить ее на партии – на самом деле до такого уровня «простоты» многим «новым простым» нужно еще дорасти.


Никита Прокопьев

У каждого стиля должна быть антитеза. Вот и примитивизму «Лемондэя» и Падлы нашлась противоположность: и в звуке, и в интонациях. Прокопьев – как и Морозов, музыкальный стахановец, который выпускает песни с молниеносной скоростью. Но если у того же «Лемондэя» примитив казался немного надуманным – просто потому что концепция шла вперед музыки, и уже вокруг нее создавался стиль, то у Прокопьева он от безысходности – просто потому что по-другому никак. Дешевые компьютерные звучки, гитарный перебор, поп во главе угла и тексты от имени очень-очень одинокого человека, который мечтает, вспоминает, но никак не реагирует на действительность. Ее будто для него не существует.

Слушать: «Маленькая девочка», «Что за чудо»

Выбор редакции: неприятная и тем показательная песня «Это, телочка, любовь», на которую даже сняли клип.


Сергий Черепихо

Еще проще, чем у Прокопьева. Еще проще аккорды. Еще дешевле синтезаторы. Еще глубже устремленность в себя. Тут важны одинаково и текст, и интонации. Усталым полушепотом Черепихо поет о пустоте, о молчании, о стремлении порвать гордиев узел проблем и невозможности это сделать. Дальше только тишина.

Слушать: «Тишина», «Полетел»

Выбор редакции: достойный видео-арт на не менее достойную и лаконичную песню «Чисто»

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение