--

Пятилетка реформ

За что уволили Анатолия Сердюкова

Бывший министр обороны Сердюков оставил по себе неоднозначную память. Недруги прозвали его «маршалом Табуреткиным», памятуя о давней работе в мебельном магазине, а сторонники утверждают, что он провел едва ли не самую эффективную реформу в истории новой России. «РР» разбирался в сути сердюковских преобразований.

Дмитрий Карцев
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

15 ноября 2012, №45 (274)
размер текста: aaa

Отставка Сердюкова особенно впечатляюща, поскольку резко контрастирует со стилем принятия значимых кадровых решений, установленным Владимиром Путиным. 

Беспрецедентна сама формулировка: пребывание Сердюкова на посту могло помешать объективному расследованию. В других похожих ситуациях таких оргвыводов не следовало. Достаточно вспомнить скандальное дело о крышевании подпольных казино подмосковными прокурорами. Источники в СКР тогда почти открыто сообщали прессе, что ниточки ведут непосредственно к сыну Юрия Чайки, но генпрокурор свой пост сохранил.

Видимо, на этот раз слишком много различных сил и групп сплотилось против высокопоставленного чиновника. Главная причина недовольства — масштабная военная реформа, которую провел Анатолий Сердюков.


Армия нового типа

Анатолия Сердюкова назначили министром обороны в феврале 2007 года. Предполагалось, что человека, возглавлявшего Федеральную налоговую службу, командировали в Минобороны с тем, чтобы прекратить тотальное армейское воровство. Но на практике финансовой оптимизацией дело не ограничилось.

В октябре 2008 года — вскоре после пятидневной войны с Грузией — министр объявил о начале полномасштабной реформы. Она включала в себя и переформатирование управления вооруженными силами, и резкое сокращение офицерского корпуса, и изменение условий воинской службы, и преобразования в области военного образования и медицины, и, наконец, перевооружение армии.

Идеологическая суть реформы заключалась в отказе от традиционной мобилизационной модели армии, заточенной под участие в глобальном конфликте, в пользу строительства современных вооруженных сил, способных быстро и эффективно решать боевые задачи в случае возникновения локальных конфликтов.

Ключевым элементом реформ стала структурная перестройка ВС. В наследство от советских времен российской армии достались 200 дивизий, но лишь 50 из них были полностью укомплектованы и готовы к немедленному вступлению в бой.

Вместо дивизий главной структурной единицей обновленной армии стали бригады — к концу 2009 года их сформировали 85. Теоретически по сравнению с дивизиями главное их преимущество было в большей мобильности и постоянной боевой готовности, по сравнению с полками — в лучшей оснащенности и способности действовать как самостоятельная единица.

Однако сейчас ясно, что до полной боевой готовности далеко и новым бригадам. Это следует из недавнего приказа Генштаба о формировании в составе каждой бригады батальонов постоянной готовности — выяснилось, что на всех не хватает ни квалифицированных военных специалистов, ни контрактников.

И это одна из претензий к реформаторам — серьезные проблемы с привлечением в армию военнослужащих по контракту. Сейчас в разных частях страны не хватает от трети до половины контрактников. И планы Минобороны к 2016 году довести их число до 425 тыс. (при 330 тыс. призывников) вызывают у военных аналитиков большой скепсис.

Реальную боеготовность бригад ставит под сомнение и резкое сокращение службы военного сообщения. До начала реформ в ней числилось порядка 2500 человек, а уже через год — около 400. Между тем именно эта служба отвечает за переброску бригад в зону боевых действий, и большой вопрос, как она справится с поставленной задачей в таких условиях.

Реорганизация структуры вооруженных сил потребовала и масштабных изменений в управлении армией — вместо шести старых военных округов были созданы четыре новых укрупненных со своим объединенным стратегическим командованием в каждом: Западный, Центральный, Южный и Восточный.


«Сердюковские деревни»

Помимо собственно военной реформы Сердюкова имеют и социальную составляющую, которая, возможно, даже больше затронула армейскую корпорацию. Так было объявлено о масштабных сокращениях офицеров. Министр уподобил офицерский корпус яйцу, в котором явно разбухла середина, то есть оказалось слишком много полковников и подполковников, в то время как младших офицеров явно не хватает. Задачей было объявлено вернуть офицерскому корпусу «нормальный пирамидальный вид». Первоначально число офицеров предполагалось сократить с 330 до 150 тыс., но в конце концов Минобороны остановилось на цифре 220 тыс.

Столь масштабное сокращение не могло не обострить застарелую проблему жилья. В наследство Сердюкову досталось около 170 тыс. нуждавшихся в жилье. Год назад в Минобороны победно рапортовали, что очередь сократилась до 63,8 тыс. Но в этом году оказалось, что бездомных бывших офицеров снова 167,7 тыс.

Выяснилось, что многие из построенных при Сердюкове домов не готовы к заселению: нередко они стоят буквально в чистом поле, не подключены к коммуникациям, лишены транспортной инфраструктуры и т. д. В армии заговорили о «сердюковских деревнях».

Еще одно следствие сокращений — ликвидация института прапорщиков и мичманов. Предполагалось, что вместо них связующим звеном между рядовыми и офицерами станут профессиональные сержанты. Однако быстро набрать и обучить достаточное количество сержантов Минобороны не удалось. В результате в последние годы вновь обострилась проблема дедовщины.

С другой стороны, солдаты-срочники получили право на два выходных в неделю, возможность пользоваться мобильными телефонами и интернетом. Денежное довольствие офицеров повысилось в несколько раз.

Наконец, системы обеспечения жизнедеятельности ВС были переведены на аутсорсинг, то есть обслуживание гражданскими организациями. С одной стороны, благодаря этому солдаты перестали заниматься «непрофильной» деятельностью: готовкой, уборкой и т. п. Но, с другой, отмечают критики реформы, совершенно неясно, что случится, «если завтра война» — как гражданские будут справляться со своими задачами в условиях боевых действий.

Тем более что и в мирное время не обходится без эксцессов. Так, на севере страны в некоторых частях на аутсорсинг перевели все транспортное обеспечение. В результате машины в ночное время не могут подать даже командирам: гражданские ночью не работают. Да и дело «Оборонсервиса», фактически монополизировавшего ряд видов гражданского обслуживания Вооруженных сил, само по себе свидетельствует о том, что введение аутсорсинга может создать дополнительную поляну для махинаций с бюджетными деньгами.

Не меньше споров вызвала и фактическая ликвидация ведомственной военной медицины, поскольку во многих регионах гражданская и качеством хуже, и обслужить отдаленные части просто не может. Схожая ситуация сложилась и в результате «оптимизации» военного образования. Сердюков задумал вместо 65 военных вузов создать 10 крупных системных университетов, организованных по территориальному, а не по видовому принципу. Но новые вузы пока только создаются, а десятки складывавшихся годами коллективов уже расформированы.


Военно-промышленный супермаркет

Наконец, финальный аккорд реформы — масштабное перевооружение армии, на это предполагается потратить 19,5 трлн рублей до 2020 года. Но, даже добившись выделения таких гигантских средств, экс-министр совершенно не церемонился с отечественными производителями, демонстрируя решимость покупать зарубежную военную продукцию в том случае, если она окажется лучше и дешевле.

Этим он навлек на себя шквальный огонь критики. Наибольший резонанс получила история с закупкой французских вертолетоносцев «Мистраль», стратегическая необходимость в которых для российской армии так до сих пор не разъяснена.

Отношения с собственными военными заводами обострились, из-за ценовых споров гособоронзаказ 2010 и 2011 годов был практически сорван. Несколько раз в конфликт между министром обороны и промышленниками приходилось вступать первым лицам государства. Это же стало причиной испорченных отношений Сердюкова с вице-премьером Рогозиным.

В принципе, позицию Сердюкова понять можно: наши предприятия действительно далеко не всегда поставляют российской армии качественную современную продукцию по адекватным ценам и в срок. Но даже сторонники бывшего министра признают, что такое отношение к военной промышленности недопустимо.

— Он вел себя как покупатель в супермаркете, — констатирует человек из близкого окружения Анатолия Сердюкова. — Не нравится эта колбаса — возьму другую. Но это не тот случай. Военная промышленность — стратегическая отрасль, ее будущее само по себе важно для страны, и ее нельзя вот так взять и забросить.

Жесткий торг Сердюкова с предприятиями ОПК лишал их значительной части прибыли, а в итоге — средств на модернизацию и новые разработки. 

Но, возможно, главное, что при Сердюкове, даже по официальным оценкам военной прокуратуры и Счетной палаты, около 20% средств, выделенных на гособоронзаказ, попросту разворовывалось.

Вкупе с делом «Оборонсервиса» картина получается безрадостная. С одной стороны, под руководством Анатолия Сердюкова армия действительно пережила серьезную модернизацию. Были худо-бедно решены главные социальные проблемы армии, а уровень жизни большинства военнослужащих реально вырос.

Но, с другой стороны, назначали-то его пять лет назад прежде всего для упорядочивания финансовых потоков, идущих на военные нужды. И именно с этой первоначальной задачей финансовой оптимизации Сердюков, получается, справился хуже всего. А если предположить, что усилиями спецслужб в интересе экс-министра к иностранной технике найдены и какие-то личные мотивы, становится ясно, почему Путин изменил себе и отправил Сердюкова в отставку в столь резкой форме.


Дело «Оборонсервиса» может пополниться новыми эпизодами

«РР» нашел несколько подозрительных сделок холдинга, о которых следствие пока молчит

Центральный и самый скандальный эпизод дела «Оборонсервиса» — продажа частной фирме «ВитаПроджект» 31-го Государственного проектного института спецстроительства (ГПИСС). «Оборонсервис» признал непрофильным активом институт, занимающийся проектированием ракетных шахт, причалов для атомных подлодок и космодромов, значительная часть сотрудников которого являются носителями гостайны.

Схема продажи была такой: сначала ФГУП «31-й ГПИСС» акционировали и передали от Министерства обороны на баланс «Оборонсервиса», а затем 70% голосующих акций института продали ООО «ВитаПроджект». Это дочерняя фирма центра правовой поддержки «Эксперт», принадлежащего арестованной по делу Екатерине Сметановой. Изящество сделки заключается в том, что «Эксперт» являлся уполномоченным агентом по поиску покупателей и реализации имущества «Оборонсервиса». Таким образом, Сметанова, по версии следствия, продала ОАО «31-й ГПИСС» своим же собственным коммерческим структурам.

Как выяснил «РР», фирма «ВитаПроджект» купила у «Оборонсервиса» по той же схеме еще минимум три предприятия: ОАО «Полигон», ОАО «Владимироборонстрой» и ОАО «Воронежское ремонтно-строительное предприятие “Замоскворечье”». Сделки заключались практически одновременно и датируются январем 2012 года. Приобреталось во всех трех случаях около 99% голосующих акций. По каждой из сделок «ВитаПроджект» обращалась с ходатайством в Федеральную антимонопольную службу и получала одобрение.

Интересно, что в качестве основного вида деятельности у «ВитаПроджект» была заявлена «оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями». А покупала она предприятия, которые занимались строительством, проектированием и сдачей помещений в аренду. Так, расположенное в подмосковной Коломне ОАО «Полигон» обслуживало инфраструктуру Учебного центра боевого применения ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск и бывшего военного городка «Ларцевы Поляны». Также в зону ответственности «Полигона» входила коломенская база ВМФ. В распоряжении базы, кстати, находилось несколько крупных земельных участков.

Не исключено, что следствие заинтересуется и этими сделками. По крайней мере в Главной военной прокуратуре уже заявили, что в деле «Оборонсервиса» появилось еще около десяти эпизодов незаконной продажи земли и собственности с ущербом государству около 1 млрд рублей.

Следствие может заинтересоваться и некоторыми незавершенными сделками «Оборонсервиса». Так, в ближайшее время Минобороны может лишиться ОАО «43-й Центральный экспериментальный производственный комбинат»  — головного предприятия по разработке и пошиву военного обмундирования. Через юридическую фирму «Мира», в которую этой весной был переименован «Эксперт» и которая тоже принадлежит Сметановой, здание комбината в престижном московском районе Хамовники выставлено на торги. Кроме того, «Мира» сейчас реализует большую часть гостиничных активов «Оборонсервиса», в том числе знаменитую московскую «Славянку». 

Андрей Веселов


Сколько украли на ГЛОНАСС

Параллельно с делом «Оборонсервиса» появились данные о хищениях средств, выделенных на разработку технологии ГЛОНАСС — важного элемента обороноспособности страны. Представители МВД заявили, что украдено 6,5 млрд рублей. Более того, глава администрации президента Сергей Иванов, ранее курировавший ГЛОНАСС в правительстве, заявил, что первые данные о хищениях появились у него в конце 2009 года, но он не раскрывал их, чтобы не мешать следствию.

Вскоре после обнародования этих цифр был снят с должности генконструктор ОАО «Российские космические системы» (это основной разработчик ГЛОНАСС) Юрий Урличич. При этом пост гендиректора предприятия он за собой сохранил.


См. также:

Нелюбимый министр. Кто стоит за уходом Анатолия Сердюкова

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Yandex tellroman 14 ноября 2012
"Сергей Иванов, ранее курировавший ГЛОНАСС в правительстве, заявил, что первые данные о хищениях появились у него в конце 2009 года, но он не раскрывал их, чтобы не мешать следствию"

Ай, молодца! Целых три года терпел. Пусть воруют, как же как же - главное-то, чтобы следствие двигалось!

Как же надоело это каждоразовое "открывание глаз"... "Ох, батюшки, у меня на голове рога выросли. Как же это я не заметил?"

Лужков, Сердюков, Урличич...

P.S. Раз не можем побороть коррупцию, хоть смертную казнь для казнокрадов ввели бы, что ли. В виде забивания камнями. Какое-никакое, а развлечение для народа...
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение