--

Владимир Воробьев. Публикуется впервые

«РР-Онлайн» публикует портфолио Владимира Воробьева, новокузнецкого документального фотографа, в 80-е годы прошлого века активно снимавшего окружающую его повседневную жизнь и до сей поры за пределами своего города известного только редким специалистам

В то время Владимир Воробьев вместе с Владимиром Соколаевым и Александром Трофимовым составляли творческое объединение «ТриВа», о котором «РР-Онлайн» уже писал в материале, посвященном другому его участнику – Владимиру Соколаеву. Большинство работ Воробьева, представленных нами сегодня, ранее никогда не публиковались, считанные единицы – участвовали в выставках в основном в своем регионе. Год назад Владимира Воробьева не стало, и сейчас его персональная выставка «Пункт вселенной», собранная другом и коллегой Владимиром Соколаевым, демонстрировалась в Новокузнецке. Мы надеемся, что наша публикация поможет имени Владимира Воробьева остаться в памяти возможно большего количества людей, а фотографиям – донести до широкой аудитории его ощущение реальности.

Артём Чернов
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

22 ноября 2012
размер текста: aaa

Артем Чернов, фоторедактор «РР-Онлайн»: 

Я иногда сталкиваюсь примерно с таким мнением коллег по фоторедактированию: все главное, самое сильное и яркое в документальной фотографии СССР 1970-1980-х снято без преувеличения великолепным мастером Валерием Щеколдиным и не менее великолепным Владимиром Семиным. Всё главное о том времени ими двумя в документальной фотографии сказано, точка. Публиковать работы других, менее известных или вовсе неизвестных авторов той эпохи, сделанные «примерно в том же ключе», – повторение пройденного, показ уже виденного. Ну что там нового найдешь, в самом деле, какие фотографические откровения? Примерно так.

С этим невозможно согласиться. 

Мне кажется, всем, кто застал 70-е и 80-е, не может не броситься в глаза очевидное: это время от нас никуда не ушло и уходить явно не собирается. Оно накрепко засело в общественном сознании набором из тысяч самовозрождающихся клише, стереотипов, представлений о «норме» и «порядке», ценностей, привычек, иллюзий, комплексов и страхов, логических связок  и поведенческих моделей. Мы какой-то нашей частью все так же живем в том, позднем, СССР, и у кого-то это прорывается в ностальгических вздохах о времени молодости, а у кого-то – и в сознательном усилии «все вернуть». И следующему поколению этот громоздкий груз передать в целости.

А раз так, давайте чаще и шире смотреть в ту реальность, из которой мы родом. Причем не избирательным взглядом официального фотографа партийной газеты, не взглядом заезжего иностранца, а глазами тех, кто стоял в очередях за продуктами, толкался в электричках, гулял на праздниках, чинил крыльцо, машину, забор у дома, сидел на собраниях, пил кефир в рабочий полдень...

Фотографии новокузнецкого мастера Владимира Воробьева, работавшего на Кузнецком металлургическом комбинате, – это ещё одна возможность вспомнить воздух того времени, звуки, запахи, фактуры, лица, глаза. Для тех, кто родился попозже – шанс в полной мере почувствовать все это впервые. Вряд ли стоит такую возможность упускать, ведь так? Вдруг, кое-что из груза прошлого все же расхочется тащить с собой дальше...

Добро пожаловать в Сибирь 80-х. 

 

Мария Исмаилова, внучка фотографа о его биографии и понимании своего дела:

Владимир Егорович Воробьев (1941-2011). Фотограф. Основное направление работы – социальная фотография.

Родился 26 марта 1941 года в городе Краснослободске Волгоградской области.  Жил вместе с родителями и старшим братом. В 17 лет ушел из дома. В 1959 году был призван в армию, служил на территории Германии. В 1962 году демобилизовался и по комсомольской путевке попал в Новокузнецк, тогда – Сталинск. С 1967 года работал инженером на Западно-Сибирском металлургическом комбинате.  Дважды поступал на заочное отделение факультета журналистики МГУ – не поступил, затем некоторое время учился в СМИ – Сибирском металлургическом институте. В 1974 году получил диплом факультета журналистики Новокузнецкого педагогического института.

В середине 70-х гг. при Кузнецком металлургическом комбинате возник кино-корреспондентский пункт – «КМК-фильм». В рамках этой киностудии 4 апреля 1980 года было создано творческое объединение «ТриВА» (Владимир Воробьев, Владимир Соколаев, Александр Трофимов).  Студия просуществовала до 1982 года, после чего была распущена из-за конфликта с властью.  Во время работы объединения был окончательно определен стиль – репортажная съемка так называемыми «полтинниками» – 50-миллиметровыми объективами. 

Он всегда говорил, что наибольшую ценность для внимания фотографа имеет социальная фотография. Именно она – как отражение действительности. Повседневность, обыкновенность, жизненность – что может быть важнее, чем это? Ведь это правда. И самый главный критерий для определения хорошей социальной фотографии – правдивость. Я спросила его однажды, чем он руководствуется при отборе фотографий, каким особым способом он отличает ту самую, подлинную, фотографию? Он ответил: «На самом деле, все просто. Ты смотришь на фотографию и видишь, как сквозь внутренний точный импульс фотографа постепенно проявляется запечатленный им пункт Вселенной».

 

 

 

...

Этим материалом РР-Онлайн продолжает серию публикаций о мастерах документальной фотографии СССР и России последней четверти XX века, начатую материалами:

«Два века фотографа Владимира Соколаева»

 Интервью с казанским мастером Фаритом Губаевым, одним из лидеров «Казанской фотошколы»

Сергей Брушко. "Как вы тут справляетесь?"

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Yandex seredinskii 29 марта 2015
Моё провинциальное советское детство было счастливым и безоблачным. И именно это отражено на фотографиях, сделанных моим отцом, радость и солнце. А вот у этого автора, видимо, какая-то грязь в голове завелась. Ну что ж, раз он её искал, то не стоит ею разбрасываться, нашедши.

Я тоже не узнаю людей. Проще набрать в поисковике "советские фотографии". И посмотреть на лица советских людей.
Yandex skader97 27 ноября 2012
Прожил в Новокузнецке четыре года, конец семидесятых, начало восьмидесятых. Не узнаю города, не узнаю людей. Креатив автора заключается в поиске и выпячивании дерьма?
Mail cintaks@mail.ru 28 ноября 2012
skader97: Вы мне напомнили Александра Чаковского, помните такого "сказочника"?
В 1950 году Александр Вертинский писал жене с Сахалина, куда занесла его нелегкая гастрольная жизнь: "… В магазинах, кроме консервов и спирта, ничего нет. Он страшный, из древесины, его зовут "сучок", или "Лесная сказка"… Все больные "сутраматом"… что значит "с утра – мат"… Бедность ужасная, край еще не освоен, а один "псих" (он ввиду Александра Чаковского) написал книгу "У нас уже утро"… Сады цветут… Гиганты строятся!.. Получил Сталинскую премию третьей степени и, написав, удрал в Москву…"
Вот так создавались мифы, и так протекала реальная жизнь.
Чернов Артем 28 ноября 2012
skader97: в биографии Воробьева очень характерный факт есть: его кадры хорошо знали и в городе, и на комбинате, он же фактически для парткома предприятия работал. и никто не считал его фото "очернительством", все узнавали свою жизнь. а потом как-то в обком попали его снимки, так вот там поднялся вой про "Грязь, очернение совецкой действительности" и прочую идеологическую хрень.
вы 4 года не в обкоме ли проработали? :) если нет, то, выходит, все это время обком крепко работал с вами, раз вы не узнаете реальность :)
Чернов Артем 28 ноября 2012
skader97: я вам так отвечу: я застал то время, ребенком и подростком и отлично помню, НАСКОЛЬКО реальная жизнь вокруг меня отличалась от того, что показывалось на открытках, по ящику и на фото в журналах. здесь я её узнаю, ТУ жизнь. никакой тут особенной грязи, просто повседневность.
Google dom3261@gmail.com 24 ноября 2012
Честные фотографии, спасибо. 80-е как они есть. Были и есть. И такими вот останутся.

Письмо до востребования - душевно.
"Глаз" на праздничной колонна первомая. По одному этому глазу у меня в памяти встает весь тот портрет Ильича.
Бильярд - очень мило.
Просмотр похорон в д/доме. Просто случай в тему: в нашем детдоме линейка была торжественная когда Брежнев умер. Один мальчик, мой одноклассник упал в обморок во время минуты молчания. Он думал, что в минуту молчания даже дышать нельзя.
Тень и стулья - поэзия.
Google annas.editor@gmail.com 24 ноября 2012
"...в 80-е годы прошлого века активно снивмашего" - опечатка
Google nestor.asa@gmail.com 23 ноября 2012
К 27 фотке - либо Брежнев, а не Андропов, либо 1984 год, а не 82.
Чернов Артем 24 ноября 2012
nestor.asa@gmail.com: все-таки это Андроповские похороны, 1984 год.
поправили.
Чернов Артем 24 ноября 2012
nestor.asa@gmail.com: Вы правы, конечно, но так подписано в авторском кепшене, мы не меняли его. Я попробую уточнить у Соколаева.
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение