--

Пусть другие платят

Как платные московские парковки связаны с большой политикой

Жители центра Москвы недовольны введением платных парковок в районе их проживания. В борьбе с мэрией они просят поддержки у оппозиции и пишут письмо Путину. Мэрия говорит, что платные парковки — это неизбежность. «РР» разбирался в том, так ли это.

Егор Мостовщиков
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

22 ноября 2012, №46 (275)
размер текста: aaa

Московский департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры уже три недели проводит в центре города эксперимент: 1 ноября между Садовым кольцом и Театральным проездом на улицах Петровка и Каретный Ряд, а также во всех близлежащих переулках установили тестовые платные парковки. Час стоянки стоит 50 рублей, штраф за не­опла­­ту — 2500 рублей, предусмотрено пока всего 550 машино-мест, но к концу 2013 года департамент намерен покрыть такими парковками все Бульварное кольцо, к декабрю 2014-го — ­Садовое, а в 2015-м они должны ­будут появиться у основных ­магистралей внутри Третьего транспортного кольца. И хотя тестовая часть продлится до 28 февраля, называть происходящее экспериментом не совсем корректно, потому что все уже решено. И несмотря на заверения мэрии, что такие меры необходимы для снижения количества пробок в городе, происходящее, разумеется, уже успело спровоцировать скандал.

Со всех сторон звучат упреки по поводу как технологического исполнения «пилотного проекта», так и материальных потерь, которые могут понести жители центра: по самым скромным подсчетам тем из них, кому не хватит места для парковки во дворах, придется ежемесячно платить 18 тысяч рублей за место, которое раньше было для них бесплатным.

Зачем Москве платные парковки и нужны ли они вообще? Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, утверждает, что такого вопроса на самом деле не существует: платные парковки не могут не появиться.

— Паркомат был изобретен в 1935 году в Детройте, режим free parking — паркуюсь где хочу — начал изживаться задолго до Второй мировой. Европа перешла на платные парковки в середине 60-х, и так происходит повсеместно под давлением обстоятельств непреодолимой силы, — объясняет он. — Все просто: когда становится 300–400–500 машин на тысячу человек, поездка в центр на машине оказывается дешевле поездки туда на метро, но припаркованные везде автомобили мешают движению. А это неправильно: если хочешь в центр, должно быть дороже. ­Конечно, автомобилисту обидно, но это неизбежно, иначе формируется неадекватное автомобильное поведение. Поэтому постепенно придется привыкать, потому что иначе никаких возможностей — физических в первую очередь — развивать город не будет.

Чтобы разобраться в сути вопроса, я отправился на Каретный Ряд. Так как машину я не вожу, моим компаньоном стал друг детства Сергей, сотрудник банка, который в центр на машине почти не ездит. Пока мы ехали, он рассказывал, что в Нью-Йорке парковка стоит дороже, чем 50 рублей в час: там нужно платить 25 центов за 7 минут стоянки (чуть больше 75 рублей).

Найти новые парковки оказалось просто — они светятся в темноте огромными желтыми указателями и специальным табло с количеством свободных мест.

Первой проблемой оказалась оплата. Мы остановились у парковки номер 1001 в начале Каретного Ряда, вышли из машины и изучили детальную инструкцию на желтом указателе. Способов платы три: с помощью эсэмэс, парковочной карты или через паркомат. Попробовали через эсэмэс — отправили номер парковки и номер машины, но пришел ответ, что на авансовом счете отсутствуют средства. Что такое авансовый счет, мы еще не знали, паркомат не нашли, специальных сотрудников в оранжевых светящихся куртках с гербом Москвы, которые будут дежурить на всех парковках до 15 декабря и объяснять москвичам принципы работы стоянки, обнаружить тоже не удалось. Пришлось двинуться дальше. 

Спустились вниз по Петровке и остановились у стоянки номер 1006. Паркомата и сотрудников и там не оказалось. Тогда я позвонил по указанному на желтом щите телефону службы поддержки, и уставшая девушка-оператор объяснила, что расплатиться за парковку телефоном с постоплатной системой расчетов нельзя, так что либо платите с другого телефона, либо ищите сотрудников в оранжевых куртках, либо уезжайте с парковки.

— Девушка, вы тут парковщиков не видели? — спросили мы у водителя белой «ауди», которая как раз собиралась выезжать со стоянки.

— Нет, я их искала, не нашла ничего, эсэмэс не отправилось, так что я просто оставила машину. Теперь, видимо, меня ждет штраф в две с половиной тысячи рублей.

Проехали еще немного по Петровке и увидели наконец заветного мужчину в оранжевой куртке. Он с радостью показал нам, где можно встать: специальную разметку вечером в темноте не видно, и непонятно, где стоять можно, а где нет. Мужчина поведал нам, что специальные карточки на 500 или 1000 рублей можно купить в магазине «Связной» либо в ларьках, где продают билеты на автобус и трамвай. А еще можно расплатиться в паркомате, но только пластиковой картой — наличных аппарат не принимает.

— Это уже третья парковка, где мы пытаемся встать, но мы нигде не могли найти ни паркомата, ни людей в оранжевых куртках, — сказали мы.

— Некоторые паркоматы стоят в соседних переулках, просто надо знать где. И, знаете, у нас людей не хватает, если честно, — ответил мужчина в оранжевой куртке. — Работа, скажу вам, ­непростая, опасная. Пару дней назад у меня здесь остановился «роллс-ройс». Вы себе вообще представляете, сколько стоит эта машина? Они не хотели платить, а когда я предупредил, что их ждет штраф, мне охранник-дубо­­лом стал угрожать пистолетом. Правда, депутат — тело, ­которое он охраняет, — на него наорал и велел заплатить, а я уж собирался вызвать группу реагирования. Потом этот дуболом извинялся и подарил мне бутылку «Хеннеси», уже после окончания моей смены восьмичасовой. А знаете, почему это все? ­Потому что надо, чтобы было как в Лондоне: чиновник становится чиновником, только когда к себе в кабинет заходит. Теперь депутаты и местные чиновники вынуждены будут платить, как все остальные. Все будут равны.

Жители центра то, что чиновники будут платить как все, поддерживают. Но то, что им тоже придется платить за парковку, их возмущает. В «Фейсбуке» еще в начале ноября была создана группа «Платные парковки в центре Москвы. Жители — против», в которой состоит почти 700 человек. Группа весьма активная: на этой неделе они провели круглый стол с представителями мэрии, где объясняли, что их не устраивает в этой инициативе.

— Как обстоит дело? — объясняет один из координаторов группы Игорь Рябов. — Во дворах есть пять-шесть мест для машин, а живет в доме двести семей, и они вынуждены ставить машины на дороге, потому что больше некуда. Теперь получается, что местные должны платить столько же, сколько люди, которые ­сюда приезжают. В мире нет примеров, подтверждающих, что такая сумма — 18 тысяч рублей в месяц за одну ­машину — адекватна. Мы не ­хотим, чтобы на нас, как на кроликах, ставили эксперименты. Понятно, что платные парковки везде регулируют ­загруженность на дорогах, но такая система регулирования должна начинаться со строительства парковок и перехватывающих узлов, а то получается бардак. Пробки появляются не от тех, кто здесь живет, а от тех, кто сюда приезжает.

В союзники себе недовольные граждане взяли несколько общественных организаций, включая движение «Синие ведерки». Участники группы в «Фейсбуке» даже составили обращение к президенту Владимиру Путину.

В общем, без разговора о политике и работе чиновников в наше время уже даже не припаркуешься.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Google adm.way.box@gmail.com 23 ноября 2012
В центре более чем 10 милионного мегаполиса занимать 10 квадратов площади дорог и тротуаров это роскошь и за эту роскошь городу надо платить. Иначе хуже будет всем и автовладельцам и пешеходам.

Отличный пост на эту тему написал один муниципальный депутат
"О платных парковках и общей логике платы за пользование автомобилем"

Городские Проекты отличный старт взяли, всегда с интересом читаю посты Макса Кац, он молодец.
Лукин Алексей 22 ноября 2012
Ничего не поделаешь. Другого пути у нас нет. Блинкин прав. А те жители которые возмущаются должны знать что в Японии например, прежде чем купить автомобиль ты должен предоставить дАкумент что у тебя есть гараж или что ты арендовал машина место минимум на 2 года вперед. В Сингапуре машину невозможно купить так как это делается у нас. Владелец авто выкупает свои водительские права на специальном аукционе а не получает их как у нас. И иногда эти права стоят в 2-3 раза больше чем сам автомобиль. А нашим людям я бы пожелал терпения и адекватной реакции на повсеместную мировую практику. Надо научится быть законопослушными и цивилизованными хотя бы в том что касается дорожного движения в частности и урбанистических процессов в целом.
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение