--

Просто чувствуйте!

Как работал последний "индепендент" современной российской фотографии

Артём Чернов
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

20 декабря 2012, №50 (279)
размер текста: aaa

Московский фотограф, преподаватель, исследователь, критик, автор единственного современного фундаментального учебника по композиции в фотографии на русском языке — все это об Александре  Лапине, ушедшем от нас в 2012 году. В его книгах, статьях и лекциях рождение настоящей фотографии представлено не как набор штукарских приемов, а как тонкий процесс воспитания собственных чувств, остроты видения и просто общей культуры автора. «Выключите наконец голову! Просто чувствуйте!» — взывал он к ученикам.

Один из них, талантливый фотограф Дмитрий Музалев, написал, возможно, о самом важном в личности учителя — о том субъективном, что гораздо важнее объективных биографических данных: «Умер, похоже, ­последний индепендент из тех, кто смог быть собой не втихомолку, а открыто, явно и недвусмысленно. Быть значимым явлением, относительно которого все имеющие ­отношение к фотографии вынуждены были как-то самоопределяться…»

В физике все мироздание выводится из нескольких элементарных формул. В восприятии искусства одна из таких формул — предельная, беспощадная честность видения, чувства и осмысления. Владеть ею — счастье, но лишь считанные вдохновенные безумцы проходят испытание им без ущерба для репутации. Слишком многие авторы, чтимые и популярные, самоуверенные и обласканные, вдруг оборачиваются дураками и конформистами, а за ними, увы, и ты сам.

Поэтому с Лапиным, когда разговор шел всерьез, было страшновато. Он легко лишал спокойствия. Его обманчиво мягкая интонация, его точность и ирония делали ­невозможными компромиссы и приблизительность. Договаривать мысль — даже не собеседнику, а хотя бы самому себе, — не довольствоваться полурезультатом, полупониманием или получувствованием того, что видишь, не идти на поводу у случайных эмоций, думать и чувствовать самому, не полагаясь ни на привычное, ни на заимствованное, — возможно, прежде всего этому отчаянно стоит у него учиться. Хотя комфорта и успокоенности такой навык ­явно не принесет.


Досье РР

Александр Иосифович Лапин
(17 мая 1945 — 25 октября 2012) — фотограф, исследователь фотографии, педагог.

С 1979 по 1983 год преподавал в Заочном народном университете искусств. Организовал «Студию художественной фотографии» в Доме культуры МГУ (1985–1987). С 1992 по 1997 год — член комиссии по государственным премиям в области изобразительного искусства при президенте Российской Федерации, эксперт по фотоискусству. Как фотограф участвовал во многих выставках в России и за рубежом. Работы Лапина находятся в ГМИИ им. А. С. Пушкина, вашингтонской ­галерее The Corcoran Gallery of Art, бостонском музее «Файн Арт», частных коллекциях и галереях. В 2003 году Александр Лапин опубликовал свою первую книгу — «Фотография как…», быстро ставшую бестселлером. В 2006 году вышла вторая его книга — «Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом». Преподавал в МГУ на факультете журналистики.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение