--

«Прости меня Сергей – я полюбила Павла»

10 лучших песен года, написанных женщинами

Порой кажется, будто девушки тотально исчезли из музыкальной среды. Они вроде и поют, но редко что-то комментируют, не участвуют в экспертизах, почти не дают интервью.  В качестве спикеров от музыки приглашаются, кажется, только мужики. О девушках же часто вспоминают фразой «поющие трусы», даже если эти трусы сами себе пишут песни. Оно и понятно: у нас в обществе вообще сексизм никем не отслеживается и потому зашкаливает, и музыкальная тусовка – не исключение. Что говорить, если самый авторитетный музыкальный критик пишет заметку, которой самое место в рейтинге «Сексист года» сообщества feministki.  

Наталья Зайцева
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

24 декабря 2012
размер текста: aaa

Я сама поддерживаю это искусственное «замалчивание» женщин в музыке: недавно увидела, что за пару лет работы в «Русском Репортере» у меня случилось лишь одно интервью с девушкой-музыкантом.

Осмелюсь предположить, почему так происходит. Женщин, может быть, по инерции, идущей от телевизионной попсы, часто воспринимают как некоторое красивое дополнение к музыке, которую сочиняют мужчины. Кстати, в большинстве случаев это не так, и даже в распопсовой попсе девушки сами пишут себе песни (Нюша, Максим) и выступают саунд-продюсерами, но мы их труд обесцениваем или не замечаем. Зато внешность замечаем всегда.

 Даже в инди-музыке внешность певиц  не ускользает от внимания критиков: красивую всегда похвалят, некрасивой сделают замечание или дадут совет, какого цвета колготки не следует носить. К внешности мужчин нет такой требовательности – этот аспект игнорируют как в рецензиях, так и, скажем, в комментариях под видео на YouTube и в соцсетях – не принято. Хотя некоторые кадры заслуживают безостановочных комплиментов по части внешности («Tesla Boy», Кирилл Иванов, Михаил Родионов из «Retuses»). Страшненьких называть я не буду, но замечу все же, что если бы Женя Любич со своим чудным голосом  была похожа на Романа Литвинова, то на ее голос вряд ли слетелось бы столько поклонников. Здесь не Великобритания: если ты некрасивая или толстая, тебя остановят на первых подступах к славе, будь ты хоть трижды Адель.

Да и в целом к женщинам требования выше: от них ждут приятностей – приятного голоса, приятной внешности, приятных песен. Мерзкий голос, но сильные тексты? Если ты мальчик – попадешь на страницы журналов. Если девочка – марш в гетто к поклонницам Дианы Арбениной, и будем молчать о тебе до последнего. Странно, что с такими высокими требованиями к певицам, они у нас вообще есть (впрочем, гораздо меньше, чем, скажем,  в Скандинавии). Но хватит о грустном. Переходим к радостному. Если у нас и есть сексизм в музыке, то мы его прогоним. Предлагаем вашему вниманию десять хороших новых песен, написанных женщинами.


Обе Две – «Kenzo»

Тут даже не знаешь, какую песню из данной сессии выбрать. Пусть будет первая – «Kenzo» – за изломанность мелодии и плотный шов слов на ней. Но песня «Сэлинджер» тоже прекрасна: в ней есть эпический задел: «Прости меня Сергей – я полюбила Павла». Браво, Катя! Жаль только, что примерно из-за этого сюжета группа сегодня под угрозой исчезновения: изначально ее ядро составлял романтический союз вокалистки и басиста.


АлоэВера – «Стыд»

Собственно, вот он где теперь наш потерянный басист и саунд-продюсер из «Обе Две». Теперь Артем Клименко помогает другой талантливой девушке из Екатеринбурга – Вере Мусаэлян. Отсюда знакомые интонации в аранжировках, но и только: слова и мелодии совсем иные – гораздо менее изящные и более прямолинейные, чем у «Обе Две».  Все очень бодро, и девушка – сразу видно – вообще непуганая. Что большая редкость для нашей сцены последних лет.


«Tinavie» – «Wrong»

Одна из самых красивых танцевальных песен, созданных в России в последнее время. Автор – вокалистка «Tinavie» Валентина Манышева. Также в группе играет Дмитрий Зильперт – он же гитарист из «Zorge», человек, который, похоже, всюду добавляет такие космические, скандинавские гитарные звуки. Достойные, скромные и несуетящиеся ребята.


«MoreMoney» – «Scar On»

Песня с альбома 2010 года и видео тоже не новое, но я на него наткнулась совсем недавно и, судя по количеству просмотров, для многих оно тоже станет открытием этого года. Невероятно нездешнее все.


«Alai Oli» – «Главное»

Очень жалею, что в одной из своих журнальных колонок заявила: Ольга Маркес похожа на Децла.  Это обидно. Теперь думаю: не дай бог, у Ольги накопится таких обид, и она сделает тот же разворот, что и Вера Полозкова, – каблуки, волосы, вот это все. Оля, пожалуйста, продолжай носить широкие майки, шапки и капюшоны. Не надо всей этой девочкинской фигни. Серьезно. Это самое главное. А еще,  этот леденящий звук гитары  на концерте.


«Badda Boo Happy Band» – «Улетаю»

Лично для меня Маша Badda Boo – главное открытие этого года. Каким-то странным образом она соединяет заграничное обаяние «Coco Rosie» с чем-то русским народным, подлинным, из деревень. Я очень жду хорошо записанного альбома «Badda Boo Happy Band», потому что его до сих пор нет, несмотря на датированные чуть ли не 2007 годом видео выступлений. Маша пела на «ОккупайАбай», «Пустых Холмах», фестивале «Scandinavian Wave» и где только не.  В общем, хватит уже тусоваться исключительно в хипповских местах. Пора выходить на большие сцены.


Земфира – «Дождь»

Песня «Дождь» – из кинофильма Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты». Фильм я не видела, но песня хорошая, и слышно, что написана специально для кино, под титры.  Все очень в духе Земфиры: с одной стороны, легко ложится на слух, с другой – нет ни грамма пошлости ни в музыке, ни в тексте, ни в аранжировке. Прохладно и безупречно. Но требует картинки или хотя бы визуального воспоминания.


Kira Lao – Карусель

Этой новгородской девушке все время хотят  создать какую-то хипстерскую биографию, но все мимо. Слишком она походит то на «Машу и Медведи», то на Инну Желанную. Оба сравнения, разумеется, следует понимать как комплимент. Песня «Карусель» – самая яркая с одноименного мини-альбома, вышедшего совсем недавно.

 

«Серебряная Свадьба» – «Черная речка»

Эта песня немного выбивается из общего ряда, но, с другой стороны, у нас и не было цели создать эффектный плейлист. Смешной белорусский кабаре-бэнд «Серебряная Свадьба» возглавляет Светлана Бень, она же написала все песни, которые давно завоевали сердца пользователей соцсетей. Песня про Сашу Пушкина убиенного – совершенно неотразима. И видео сделано с редким вкусом и юмором.


«Pussy Riot» – «Путин зажигает костры революций»

Да, я считаю это музыкой. Причем, пожалуй, лучшей рок-музыкой этого года, потому что рок – это не только мелодии и слова, это еще и контекст, как говорил у нас в рубрике «Анализ форм» композитор Дмитрий Курляндский. Песня несколько месяцев жила у меня в айподе (без всякой политической цели) и очень бодрила первыми аккордами и пронзительно спетым припевом: «Страна идет, страна идет!» Я бы не изменила в ней ни ноты.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение