--

Не накликали

Московский промоутер Илья Зинин – о кризисе концертной инфраструктуры в России

Ушедший 2012 год сделал музыку еще более доступной. В лексикон музыкантов и меломанов прочно вошли слова «паблик», «краудфандинг», «лайк» и «репост». Расстояние от трека до слушателя окончательно сократилось до нескольких кликов, но к глобальным переменам на нашей сцене это не привело, и прогнозы на будущее тоже можно давать очень осторожно – новая музыкальная действительность всё ещё остается сугубо виртуальной.   

Илья Зинин поделиться:
14 января 2013
размер текста: aaa

 

Если вспомнить практически все музыкальные прорывы прошлого десятилетия, то связаны они будут не собственно с музыкой, а с технологиями. Сначала появился mp3-формат, потом файлообменники, потом торрент-трекеры, теперь же практически вся когда-либо записанная и опубликованная музыка доступна для онлайн-прослушивания. Каждое из этих новшеств сопровождалось ворохом позитивных футуристических прогнозов, смысл которых сводился к тому, что музыкант больше не будет зависеть от мейджоров, радио и ТВ и что любой, даже самый немассовый артист, сможет найти свою аудиторию. По факту вышло иначе: CD-носитель умер, музыканты лишились заработков от продаж дисков, небольшие влиятельные инди-лейблы либо разорились, либо еле-еле сводят концы с концами, а музыки в интернете стало настолько много, что в этом изобилии можно потеряться.

У России всегда и во всем особый путь, и музыка тоже не исключение. Когда зарубежные рекорд-лейблы были на пике, здесь буйным цветом цвело пиратство. Когда мейджоры на Западе пытались бороться с файлообменниками, широкополосный интернет в наших регионах был большой редкостью. Альтернативных телеканалов и радиостанций в России тоже практически не было. И даже теперь, когда и с быстрым интернетом почти везде порядок, и с количеством мобильных устройств, позволяющих воспроизводить музыку, – тоже, нельзя сказать, что музыкальная ситуация сильно улучшилась. Новых героев мало, да и нафталиновая ретро-дискотека, охватившая страну в «нулевых», ничуть не сбавляет оборотов. Даже излюбленный тезис оппозиционеров про непросвещенную «Россию шансона» и прогрессивную «Россию айфона» применительно к музыке оказался не более чем красивыми словами: как только в 2012 году у нас запустился сервис iTunes, топ незамедлительно возглавил Григорий Лепс.

Впрочем, главный здешний феномен – социальная сеть «ВКонтакте», ставшая гигантским, удобным и совершенно бесплатным музыкальным архивом. Отбросим в сторону вопрос об авторских правах – это тема для другого и отдельного разговора. «ВКонтакте» на текущий момент – главное музыкальное медиа, а важный итог уходящего года – появление музыкальных пабликов самой разной тематики, аудитория которых может достигать десятков тысяч человек.

Казалось бы, вот она – новая площадка для музыкантов, дающая огромные возможности. Но это только отчасти: о новинках по-прежнему лучше узнавать из профильных СМИ. Музыка в пабликах никак не манифестируется, не объясняется, а выкладывание треков в большинстве случаев сопровождается картинкой (зачастую абстрактной) и парочкой хэштегов. «Лайки» с перепостами тоже практически не влияют на жизнь артистов, единичные исключения вроде Олега Легкого только подтверждают общее правило. Шумиха «ВКонтакте», равно как и восторги критиков, не становится трамплином для перехода на качественно новый уровень: «лайки» не конвертируются в гастроли, которые являются для новых групп единственной возможностью и становления, и заработка. 

Самая серьезная проблема осталась той же, что и была – отсутствие клубной инфраструктуры в регионах. Простой пример: многие музыканты, отыграв в Москве, на следующий день выступают в Петербурге. Казалось бы, удобно, относительно быстро и недорого. Сел в ночной поезд – и уже завтра ты в северной столице, а послезавтра возвращаешься домой. То, что для наших групп – обыденность, зарубежных, как минимум, удивляет. Несколько европейских музыкантов, например, рассказывали мне, что никогда так долго не ездили на поезде. И действительно, там группы путешествуют на микроавтобусах, переезды между городами составляют несколько часов, так что по дороге из Москвы в Петербург, по их меркам, концерты должны были пройти еще и в Твери, Бологое, Вышнем Волочке и Малой Вишере. Таким образом, получилось бы не два выступления за уикенд, а недельный мини-тур. Но у нас в маленьких городах за редким исключением нет музыкальных клубов и, как следствие, аудитории. Немногочисленные местные ценители ездят на концерты в столицы, письма в духе: «Нас пять человек, мы из Твери, хотим приехать на концерт “Кассиопеи”, пожалуйста, зарезервируйте билеты», – регулярное явление для любого московского инди-промоутера. 

Если посмотреть на ситуацию шире, она станет еще печальнее: очень немногие молодые группы с Урала могут позволить себе выступить в центральной России – нужен перелет, из-за которого даже серия концертов, скорее всего, будет убыточной. И наоборот. Редкая московская команда по этой же причине доедет до Калининграда, не говоря уже о Владивостоке. Почти не вкладываются в современную музыку и региональные власти – провалилась даже пресловутая пермская «культурная революция», о которой в свое время так много говорилось. Робкая надежда на оптимизм появилась разве что в Москве: после прихода на пост главы Департамента по культуре Сергея Капкова, на городских мероприятиях начали поддерживать свежую независимую музыку. Но станет ли это нововведение традицией, и уж тем более рассуждать о том, перерастет ли оно в общероссийский тренд, пока рано.

Совсем из области фантастики для наших команд является и типичная для Европы ситуация, когда норвежские металлисты получают от государства грант на запись альбома, финские психо-фолкеры в компании местных представителей музыкальной индустрии выезжают на шоу-кейс за границу, и вообще, власти поддерживают не заслуженных деятелей культуры, а готовы вкладываться в новые и немейнстримовые имена. Так что фраза – спасение утопающих – дело рук самих утопающих – для наших инди-команд по-прежнему остается самой актуальной.  

Еще одним на первый взгляд многообещающим новшеством на этом фоне стало появление в России сразу нескольких краудфандинговых платформ, где любая творческая личность может попытаться собрать у аудитории средства на реализацию своего проекта. Увы, но эта схема тоже работает в основном для состоявшихся групп. Если у музыканта есть обширная фанбаза – есть и все шансы собрать пожертвования на сингл, клип или даже альбом. Если нет, артист, скорее всего, останется ни с чем, правила таких платформ обычно подразумевают возврат денег жертвователям в случае, если всю заявленную сумму собрать не удалось. 

На выходе – практически полное отсутствие «среднего класса» групп, которые составляют большинство в Европе и Америке, достаточно неплохо там себя чувствуют, имеют все шансы влиться в мейнстрим и сильно на него влияют. Так что, несмотря на огромные перемены в виртуальном мире, в реальном у нас они практически не ощущаются. Впрочем, возможность сто раз услышать при невозможности один раз увидеть – это тоже не так уж мало.  


Справка РР

Илья Зинин – независимый промоутер, музыкант и журналист. Работал в рекорд-лейблах, клубах «Апельсин» и «Ikra», был музыкальным редактором журнала «Ровесник», сотрудничал с «Rolling Stone», «Billboard» и множеством других изданий, записал несколько альбомов в составе построковой группы «Verba». В настоящее время – арт-директор «China-Town-Cafe» и участник группы «Kira Lao».

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Google merrypwnage@gmail.com 14 января 2013
Грустно осознавать, что хобби - это максимум, чем будет для тебя являться музыка в случае, если ты не-мэйнстримовый музыкант.
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение