Однородность мироздания под угрозой и другие новости

23 января 2013

Астрономы из Университета Центрального Ланкашира обнаружили самый крупный объект в известной части Вселенной. Эта группа из 73 квазаров весит в три миллиона раз больше нашей Галактики, а ее протяженность — около 4 млрд световых лет. Она находится в районе созвездия Льва на среднем удалении в 8,73 млрд световых лет от нас. Квазары — активные ядра галактик, для которых характерны периоды очень яркого свечения: это происходит, когда сверхмассивные дыры в их центрах пожирают звезды.

Существование этой гигантской структуры противоречит современным научным представлениям. Дело в том, что, согласно так называемому космологическому принципу, в масштабах свыше трети миллиарда световых лет Вселенная однородна, то есть каждая ее часть похожа на любую другую. (1)

Лететь на Марс скучно

Команда ученых из США и России опубликовала результаты анализа наблюдений за состоянием участников проекта «Марс-500». Добровольцы провели 520 дней в изоляции, ­изучая, как будут чувствовать себя в дороге настоящие покорители Красной планеты. Результаты не удивили: активность добровольцев постепенно падала, двигались они все меньше. Работать тоже под конец особо уже не хотелось, интеллектуальная продуктивность падала, зато раздражительность росла. Лишь в последние 20 дней активность добровольцев начала расти — видимо, они уже предвкушали скорое освобождение. (2)

Почему в воде пальцы становятся морщинистыми

Биологи из Института нейронауки при Университете Ньюкасла выдвинули гипотезу, что появление морщин на пальцах при длительном пребывании в воде имеет приспособительное значение: так легче хватать мокрые предметы, а морщины на ступнях позволяют тверже стоять на скользком дне. Ведь, по предположениям антропологов, наши предки немало времени проводили в прибрежной зоне рек и озер в поисках мелкой добычи. Ранее уже было установлено, что морщины не связаны с впитыванием ­кожей воды, а являются реакцией, управляемой нервной системой: при повреждении нервов на пальцах образование морщин не происходит. ­Исследователи устроили соревнование двух групп добровольцев, вынимавших из лотка мокрые предметы. Обладатели морщинистых пальцев победили со значительным отрывом. (3)

Дофамин превращает больных в художников

Медики из Университета Тель-Авива заметили, что лечение синдрома Паркинсона стимулирует творческую активность больных. Они начинают рисовать, писать стихи — в общем, проявляют дремавшие в них доселе способности. Ученые связывают этот прилив творческих сил с тем, что лекарства от паркинсонизма повышают в мозгу уровень дофамина. Это вещество служит медиатором двигательных нейронов, которые гибнут при синдроме Паркинсона. С дефицитом дофамина связано ослабление мышечной жесткости и дрожание рук, характерное для этой болезни. Но его роль далеко не исчерпывается этой функцией. По разным предположениям, дофамин связан с механизмом «внутренней награды», вдохновением, мотивацией, с подавлением контролирующих импульсов. Многие больные признавались, что прилив творческих сил у них напрямую зависит от дозы лекарства. (4)

Источники: (1) Roger G. Clowes et al. // MNRAS, Jan 11, 2013;  (2) Mathias Basner // PNAS, Jan 7, 2013;  (3) Kyriacos Kareklas et al. // Biol. Lett., Jan 8, 2013;  (4) Rivka Inzelberg // Behavioral Neuroscience, Jan 14, 2013.