--

Пять заповедей настоящего гонщика

Почему наши снова побеждают на ралли «Дакар»

К лаврам команды «КАМАЗ-мастер» из Набережных Челнов на «Дакаре» уже давно привыкли. Но в прошлом году команда вернулась из Южной Америки без призов. Стали поговаривать, что главные победы остались позади: молодежь не справится без завершивших карьеру Чагина и Кабирова. Но в этом году опять триумф. С чем он связан?

Александра Владимирова
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

23 января 2013, №03 (281)
размер текста: aaa

Команда «КАМАЗ-мастер», созданная на базе одноименного завода в 1988 году, — уникальный производитель национального успеха. Разве не чудо — на фоне экономических катастроф, падения и потом трудного восстановления промышленности, ужасающей репутации нашего автомобилестроения и автоспорта удерживать мировое лидерство и почти ежегодно побеждать на самой сложной и престижной гонке?

Когда в прошлом году команда вернулась из Южной Америки без «бедуинов» — золотых статуэток, вручаемых призерам, — стали говорить, что чудо закончилось. Но в этом ­году Эдуард Николаев, Айрат Мардеев и Андрей Каргинов завоевали в зачете грузовиков первые три места. Такого не ожидал никто.

Первый и самый очевидный ответ на вопрос о причинах — смена руководства команды. Ее возглавил тот самый Владимир Чагин, семикратный чемпион «Дакара», один из лидеров мирового автоспорта.

В 2011 году, когда гонщики «КАМАЗ-масте­ра», так же как и сейчас, заняли весь пьедестал, Владимир Чагин собрал прощальную пресс-конференцию. Он говорил, что со спокойной совестью может ставить точку в своей карьере, и пытался улыбаться, но улыбка получалась какая-то вымученная. Теперь он вернулся — уже в качестве руководителя команды. Провал прошлого года показал, что само по себе, автоматически, лидерство не передается. А как передается? Каков его алгоритм?


1. Найти выдающегося руководителя-учителя

Были сделаны разумные организационные выводы: заменены ненадежные поставщики деталей, проведены дополнительные тренировки, максимально использован российский ралли-марафон «Шелковый путь». Но должны быть и неформальные пути передачи лидерства — не все же решает эффективный менеджмент.

Для Чагина это не просто передача опыта, а новый, еще более сложный вызов. 

— Быть пилотом нелегко, но руководителем — еще сложнее. У гонщика одна конкретная задача — вести свой автомобиль, свой экипаж. Возглавлять команду — задача более масштабная. Но я прошел путь от механика до пилота, все это мне знакомо, поэтому и понимать ребят проще, — говорит он.


2. Иметь «постепенный», марафонский тип воли

Мы, конечно, первым делом спросили у Чагина о качествах пилота-победителя. Он задумывается и после долгой паузы говорит: 

— У этого человека должна быть цель выиг­рать, а не просто участвовать. Но он должен идти к этой цели ровно, планомерно, шаг за шагом. Когда быстрее, когда чуть медленнее. И всегда он должен быть спокоен и уверен в себе.


3. Балансировать между риском и расчетом

 — Рисковать надо. Если ты едешь безошибочно, значит, без риска, а тогда в тройку не попасть, — считает Эдуард Николаев, самый титулованный сейчас гонщик команды «КАМАЗ-мастер» и триумфатор нынешнего «Дакара».

Вообще с теми, кто достиг в жизни выдающихся результатов, говорить о том, как им это удалось, трудно: очень уж банальными получаются ответы. Но у Николаева все сложнее:

— Очень сильно влияет внутреннее состояние. Если не готов психологически, думаю, нет смысла ехать на гонку. Здесь марафон, не спринт — надо все грамотно рассчитать, разложить по полочкам, стараться на всем протяжении маршрута вести себя так, как ты и твои тренеры тебя настроили.


4. Отличать победный настрой от понтов

— Во время движения по трассе происходит очень много переоценок, прежде всего себя самого. Те, кто ставит сверхдерзкие задачи, могут быстро сломаться. К четвертым-пятым суткам гонки обычно отшелушивается все лишнее, какие-то социальные сверхпотребности, понты, — рассказывает штурман другой российской команды, G-Force Motorsport, Алексей Кузьмич. За его плечами уже четыре «Дакара», и потому так интересен его психологический самоанализ:

— Здесь каждый день — это маленькая жизнь. Когда ложишься спать, кажется, что прошел не день, а неделя или две. Когда приезжаешь домой, ощущение, что тебя не было полгода. Песок какой-то белый и холодный, люди как муравьи: мечутся, смотрят куда-то по сторонам. А ты не понимаешь, где дорожная книга и почему мы не едем. Постепенно приходишь в себя.


5. Иметь навык предельной концентрации

Эдуард Николаев рассказал о том, в чем заключается его метод домашней настройки на победу:

— Я очень серьезно готовился к этому «Дакару». Как мне сказал Владимир Чагин: «Надо думать только о гонке», так и делал. Находясь дома, уже мысленно стартовал. Хотя в начале карьеры я не мог определиться, нужно ли мне это все. Первый мой ралли-марафон был в Тунисе, в составе экипажа Мардеева. Ужасно трясло, и после трехдневной езды у меня было желание отказаться, работать простым механиком и не ездить в кабине. Но постепенно это желание прошло, наоборот, хотелось еще-еще-еще! А потом я понял, что не могу без этого жить.

В этом году грузовики поддержал Леонид ­Новицкий, ставший первым россиянином на внедорожнике, поднявшимся на пьедестал: он занял третье место. И его успех вряд ли связан с героической традицией «КАМАЗа».

Новицкий — крупный бизнесмен, младший брат бывшего министра сельского хозяйства Елены Скрынник, колоритный герой ­нашего времени, для которого автогонки не менее важный, чем предпринимательство, путь самореализации. В своей бизнес-карьере он был участником довольно опасных скандалов, попал в страшную аварию на гонках в 2009 году, преодолел травму и стал призером «Дакара».

А может, эти истории успеха не такие уж и разные? Возможно, наш способ добиваться мирового лидерства всегда подразумевает личный подвиг.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение