Видно небо

Инструменты изучения космоса

На нашей карте мы показываем отнюдь не все замечательные телескопы и обсерватории нашей планеты, а лишь самые знаковые. Человечество всегда интересовало: а что там, в небе? Изощренность современных наблюдений поражает воображение: задержки в миллисекунды, точность шлифовок до атомов, синхронизация на сотнях тысяч километров, наблюдение одной летящей частицы в месяц… Инфракрасные, рентгеновские, ультрафиолетовые, радио-, оптические, гравитационные и так далее, если не считать многочисленных подвидов. И ведь не для практической пользы. А просто чтобы знать, как оно там, наверху.

Алексей Торгашев поделиться:
13 февраля 2013, №06 (284)

1. Самый первый телескоп Галилео Галилея

Место Падуя, Италия (сейчас первые телескопы Галилея хранятся в Музее истории науки во Флоренции, но самый первый, по-видимому, не сохранился)

Свинцовая трубка с двумя очковыми стеклами в качестве объектива и окуляра. Давала трехкратное увеличение (примерно такое, как у театрального бинокля). Сделана Галилеем в 1609 году. За несколько месяцев ученый создал более мощный телескоп, доведя увеличение до 32-кратного. Прибор произвел переворот в науке: с его помощью Галилей открыл горы на Луне, спутники Юпитера, показал, что планеты выглядят как диски. Галилей был активным приверженцем учения Коперника, и уже в 1615 году за него взялась инквизиция: сначала ученому был дан негласный совет, а в 1633-м состоялся знаменитый процесс.

2. Самый большой оптический телескоп с одним зеркалом (The Gran Telescopio CANARIAS)

Место Остров Ла-Пальма, Канары

Большой Канарский телескоп — это телескоп-рефлектор: он зеркалом собирает лучи в оптическую систему. Диаметр зеркала — 10,4 м при площади 74 кв. м. Прибор начал работать в 2007 году и принадлежит Испании, Мексике и США. Как все большие телескопы, ведет наблюдения по заявкам со всего мира. Исследовал состав атмосферы на экзопланетах — обнаружил углекислый газ, метан и воду в атмосфере планеты, находящейся на расстоянии 520 световых лет от нас.

3. Самый большой оптический телескоп из нескольких зеркал (Very Large Telescope)

Место Серро Параналь (Атакама, Чили)

Он так официально и называется — Очень большой телескоп. У него четыре зеркала диаметром 8,2 метра каждое. Совместно работать начали с 2012 года.
На сегодня самый совершенный оптический прибор для изучения космоса. В среднем с его помощью совершается одно астрономическое
открытие в день.

4. Самый крупный радиотелескоп (антенна обсерватории Аресибо)

Место Пуэрто-Рико (США)

Самая большая в мире антенна. Диаметр — 304,8 м. Построена в карстовой воронке горы в 1963 году. Антенна фокусирует радиосигнал на приемник, висящий
на 18 тросах. Телескоп вращается вместе с Землей и сканирует небо. За 50 лет наблюдений сделано множество открытий. В 1990-м польский астроном Александр Вольщан, работавший в Аресибо, обнаружил две первые экзопланеты у пульсара PSR 1257+12.

5. Самый длинный радиотелескоп (УТР-2)

Место Харьковская область (Украина)

Т-образная конструкция из антенн длиной 1860×900 м. Прибор построен в 1969 году. Работает совместно с четырьмя телескопами УРАН в разных областях Украины. Самый мощный инструмент декаметрового диапазона в мире. Каталогизирует галактические и внегалактические объекты, изучает космическую погоду, межзвездную среду (обнаружил сверхгигантские атомы в возбужденном состоянии).

6. Самый большой строящийся комплекс радиотелескопов (Square Kilometre Array, SKA)

Место Западная Австралия, Северо-Капская провинция ЮАР, Новая Зеландия

Амбициозный проект множества стран: 3000 антенн 15-метрового диаметра сгруппированы в два кластера — в ЮАР и Австралии— и имеют вид спиралей. Самые удаленные антенны отстоят от ядер на 3000 км. Часть приборов разместят также в Новой Зеландии. Общая площадь антенн составит больше 1 кв. км — отсюда и название телескопа. SKA будет настолько чувствительным, что сможет улавливать телевизионные сигналы с планет в радиусе до 10 световых лет. Одной из его задач объявлен поиск внеземных цивилизаций.

7. Самый большой радиоинтерферометр («Радио-астрон»)

Место Орбита Земли, сеть наземных телескопов в России, Европе, США, Австралии, Японии. Пущино, Грин Бэнк (США) — станции сбора информации

Проект «Радиоастрон» — это космическая 10-метровая антенна, запущенная в 2011 году, и крупные наземные телескопы всего мира, работающие как одно целое. Полученное таким образом разрешение в 30 раз превышает максимальные наземные параметры. Интерферометр предназначен для детального изучения строения черных дыр, пульсаров, поисков необычных объектов в космосе типа кротовых нор. В настоящее время выполняется ранняя научная программа.

8. Самый большой нейтринный детектор (IceCube)

Место Станция Амундсен-Скотт в Антарктиде (США)

«Ледяной куб» — сооружение из гирлянд детекторов, вплавленных в лед на глубинах от 1450 до 2450 м. Лед — часть прибора, поскольку детекторы регистрируют результат взаимодействия космических нейтрино с молекулами воды. Объем задействованного льда — около 1 куб. км, а число детекторов — 5160. Они фиксируют нейтрино, рождающиеся в Солнце и других звездах, при взрывах сверхновых. Также ученые рассчитывают обнаружить результат аннигиляции темной материи — невидимого вещества Вселенной.

9. Самый совершенный детектор гравитационных волн (LIGO)

Место Ливингстон, штат Луизиана, и Ханфорд, штат Вашингтон (США)

Каждая из двух обсерваторий LIGO — это Г-образный лазерный детектор с длиной плеча 4 км. В четырехкилометровых трубах высокий вакуум — там постоянно генерируется лазерный сигнал, который отражается в конце трубы и возвращается. Гравитационная волна, пройдя, должна так изменить пространство, что один из лучей придет обратно с задержкой. Пока зарегистрировать волну не удалось, но в ближайшие годы чувствительность интерферометра поднимут на порядок, что, скорее всего, приведет к обнаружению гравитационных волн.

10. Самая современная обсерватория наблюдения космических лучей (обсерватория имени Пьера Оже)

Место Юг провинции Мендоса, Аргентина

Обсерватория имени Пьера Оже — это 1600 12-тонных баков, расположенных на территории в 3000 кв. км. Каждый бак имеет фотоумножитель, регистрирующий черенковское излучение. Оно возникает, когда высокоэнергетические частицы из космоса пробивают атмосферу и вызывают ливень распадающихся частиц. Такие энергии (до 1019 электронвольт) недостижимы на ускорителях. Обсерватория изучает источники и физику частиц.

11. Самый именитый космический телескоп («Хаббл»)

Место Низкая круговая орбита Земли (569 км)

Этот телескоп, запущенный в космос в 1990 году, функционирует до сих пор. Несколько раз его вручную чинили прямо на орбите. Диаметр зеркала «Хаббла» всего 2,4 м, но космический вакуум делает его одним из самых «зрячих» телескопов мира. Он наблюдал отдаленные галактики, край Вселенной, гамма-всплески, уточнял карты Плутона и космологические параметры.