«Жить в твоей голове»

Первые впечатления о новом альбоме Земфиры

Итак, Земфира выпустила новый альбом, ночью он был выложен на «Яндекс.Музыке». Пользователи соцсетей тут же разразились быстрыми отзывами. «Русский Репортер» тоже решил поделиться впечатлениями.

Наталья Зайцева поделиться:
14 февраля 2013
размер текста: aaa

Надо сказать, я – один из тех попсовых людей, кто проигнорировал последние два альбома Земфиры («Спасибо» и «Z-Sides»). Для меня она осталась школьной, затем студенческой страстью, певицей, под песни которой можно было страдать и мечтать. А на последних альбомах было больше ума, а не чувства – и это казалось неестественным. И вот выходит душевнейший саундтрек к фильму «Последняя сказка Риты» и сразу за ним новый студийный альбом. Он, кстати, обещал быть сухим и желчным, судя по песням «Без шансов» и «Деньги», которые были представлены задолго до выхода альбома. Но нет, эти песни – две единственные занозы в альбоме. Остальное – сплошные чайки в облаках и синие воды в туманах. Все, как в старые добрые времена. Только с совсем другим уже подходом к звуковым структурам – более умным и изысканным. Земфире уже давно не надо никому ничего доказывать, но этот альбом лишний раз демонстрирует, кто у нас тут главный гений.
 

«Жить в твоей голове»

Очень эмоционально, очень для девочек, очень в духе первых альбомов, без претензии на интеллектуальность (не считая барабанной дроби с оттяжкой) – и тем классно. «И любить тебя неоправданно, отчаянно», – вот про это песня, и, похоже, весь альбом про это. Но тут даже и без слов понятно, что песня о любви («о любви» – прописными буквами). Вообще, по-моему, первая за много лет в этих широтах. Лежать и сладко страдать от безнадежной влюбленности под такое.
 

«Без шансов»

Это мы уже слышали, но немного в другой записи. Интересное соотношение акцентов вокала и гитарного боя. Внезапная пауза. Раздраженность передается почти физически. Резкие, быстрые удары слов. И уход в астрал в финале. Все, как в настоящей крупной ссоре.
 

«Деньги»

Нарочито противненькая песня про «денннь…ги», которую мы тоже уже слышали. Вокал сильно задвинут за инструменты (как вообще почти во всем альбоме), отчего песня слышится практически боевиком. Странная песня – раздражающая и тех, у кого деньги есть, и тех, у кого их нет. Вообще, здесь слишком слышно желание автора порассуждать на светские (в широком смысле) темы. На такие темы обычно в интервью рассуждают, а не в песнях. Но Земфира интервью не дает.
 

«Кофевино»

«Кофевино, группакино, чье-то окно, в нем – привидения». Чудесная работа со словом, с фонетикой. Резкий переход от одной музыкальной фактуры к другой – с четким швом между темным вельветом куплета и летящим ярким шелком припева. Вообще, на этом альбоме много экспериментов со сменой текстур, соседством контрастных музыкальных тканей.
 

«Чайка»

Навевает воспоминания о первых альбомах Земфиры, кажется, будто сейчас вот-вот зазвучит: «Ты – белый и светлый, я – я темная, теплая». Светлая весенняя мелодия, улетающая как бант с головы выпускницы. Очень личный, прямой и честный текст, без всякого кокетства. Песня вштыривает, как в юности, когда стоишь на балконе ночью и куришь в весенний воздух в перерыве между штудированием конспектов перед экзаменами.
 

«Если бы»

Начало скучноватое, как у проходной песни. Что ж, на каждом альбоме должна быть проходная песня. А может, это синдром середины диска, и чего-то не слышно из-за притупления чувств. «Чтобы что-то изменить, мне придется умереть», – это будто одна из тех фраз, что кажутся хорошими, когда их записываешь в блокнот, а после обнаруживаешь банальную претенциозность слов. В конце мелодия уходит вверх. Никаких сюрпризов. Наверное, там что-то в тексте есть, что необходимо будет кому-то услышать.
 

«Похоронила»

Еще одна песня, где начало не обещает ничего особенного. Но дальше вступают детали. Псевдосредневековые, как будто в церкви записанные, песнопения. Одиночный звук какой-то трещотки. Как дорогие украшения на строгом и простом костюме. Переливчатый перламутр голосов провожает песню еще несколько секунд. Совершенно бесстрастная, красивая работа.
 

«Река»

Начало – Radiohead времен In Rainbows, но с какими-то романсными, русскими гармониями. Совершенно утопленный, почти шепчущий вокал под сухой бит. Приходится переключить звук в наушники, чтобы расслышать текст. И это правильно – текст интимный, ранящий, поэтичный. После куплета резкий переход к грязным гитарам под рассыпчатые ударные. Опять смена фактур: их контрастное соседство – лучшее средство передать боль, которой до черта в этой песне.
 

«Кувырок»

Опять позднерадиохедовский синтетический бит и жемчужные переливы, но какие-то блюзовые, вестерные гитары. Холод и жар. И снова работа не с мелодиями, а с музыкальными тканями. Совершенно наглая смена громкости внутри песни.
 

«Гора»

Вот еще интересная штука: у Земфиры с возрастом заострился ее узнаваемый, дерзкий, шершавый тембр и практически полностью ушли кристальные, высокие ноты. Спой она так в 1999 году, то, может, и не было бы никакой большой славы. Но сейчас она поет так, и это звучит правильно – строго, категорично, узнаваемо. Уйма смыслов в одних только интонациях: «Вы все врете. И гора говорит: нет». Вот так. Это та гора, что не идет к Магомеду? Это что, про Земфиру и журналистов? У песни есть постскриптум с последними словами: «Устали бешено где-то поровну». Все так.

http://music.yandex.ru/#!/album/1000365

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Москвитин Игнат 27 февраля 2013
Обязательно загружу все альбомы в "избранное" в моем блоге - -root.ru/
Москвитин Игнат 27 февраля 2013
Москвитин Игнат: my-root.ru
Petrova Larisa 16 февраля 2013
«Устали бешено где-то поровну». Все так.
Yandex djmarsel 14 февраля 2013
В вашей рецензии не хватает фраз "мне показалось", "как я ощутила", "я думаю". Да и как то рановато вы написали рецензию. Послушали, наверное, всего один раз. В одном иp интервью, певица рассказала, что закладывает глубокий смысл в каждую свою песню. Слушатели, пытаясь разгадать, додумывают в четверо больше смысла, чем изначально придумал автор. Простите, но рецензия первого дня - назовем ее ленивой рецезией. Как будто вам ежедневно приходится прослушивать сотни дисков и писать о каждом, хотя бы что-то.
Зайцева Наталья 14 февраля 2013
Точно сказано - "ленивая рецензия"(я думаю) Конечно, альбом еще не переварен (мне показалось). Так и заявлено же, что это быстрый отзыв (как я ощутила). djmarsel:
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение