Юрий Чичков для «РР»

7 вопросов Псою Короленко

акыну и молодежному филологу

О смысле творчества

У Псоя Короленко и Алены Аленковой вышел новый диск — «Русское богатство — 2», по мотивам поэзии Серебряного века. На нем последний классический период нашей культуры показан без привычной уже музейной пыли — как очень актуальный и живой. Многие знают Псоя Короленко лишь как автора матерных и «постмодернистских» хитов, однако по его новому альбому видно, насколько серьезным и искренним может быть поэтический и музыкальный юмор и эксперимент.

Павел Бурмистров поделиться:
21 февраля 2013, №07 (285)
размер текста: aaa

1. Ваш новый альбом — о чем он? И зачем?

Это стихи и песни, которые с­ыграли роль в моей жизни. В то же время это и ключевые тексты эпохи. Для меня этот проект ­по-особенному дорог, в нем есть лирическая, экзистенциальная или духовная составляющая, что-то очень интимное.

2. Большинство ваших песен трагичны, часто просто страшны. Но почему вы в них все время смеетесь?

Я вовсе не смеюсь. В моих песнях есть юмор, который отражает н­екую реальность жизни. Он н­аправлен против чрезмерной серьезности, пафосности, гиперболизированного «хорошего вкуса», снобизма, элитизма, хрестоматийного глянца. Во всем этом есть гордыня, как и в иронии. Но у нас нет иронии, у нас есть юмор. Он как раз направлен в сторону самоограничения.

Нужно пройти между Сциллой негативистской иронии и Харибдой пафосности и чрезмерной с­ерьезности — этому и служит юмор. Что до трагичности — р­азумеется, трагичность бытия п­ередается в песнях. Но это оптимистическая трагедия. Всегда г­оворится, что у жизни есть смысл.

3. И слушатели понимают вас так, как вы хотите?

Автор не должен фантазировать на тему того, как его «правильно» поймут. Качество и адекватность произведения измеряются не тем, «правильно» ли его поняли, а тем, насколько оно разным типам людей приносит то, что для них важно. Если кто-то в моих песнях увидел современное юродство, а кто-то — скоморошество или псалмы, а кто-то сказал, что это постмодернистская ­по­эзия, а кто-то — что это панк, то я бы не сказал, что кто-то понял меня правильно или неправильно.

4. А в чем ваше творчество н­едопонято, как по-вашему?

Скажем, мои сольные выступления под гармоху: многие думают, что моя фортепианная игра очень примитивна. Это и так и не так. Чтобы понять необычность моей манеры игры на фортепиано, надо либо очень хорошо играть, либо вообще не знать, как это делается.

Или, собственно, серьезность моих песен. Вернее, сочетание простоты и сложности. Кто-то больше любит простоту, кто-то — сложность, а вот диалектика простоты и сложности, контрапункт, баланс — мне нравится, когда кто-то это видит.

5. Почему вы не пишете политических песен на злобу дня? Это ведь востребовано, особенно у вашей аудитории.

Меня удовлетворяет, когда актуальные политические смыслы вдруг обнаруживаются спонтанно в неожиданных местах. Н­апример, в первом альбоме «Русского богатства», вышедшем в 2007 году, используется мем «жулик и вор» — от лица лирического героя Сергея Есенина в «Черном человеке». Отсюда мы видим, что мем существовал задолго до 2011 года. Мне близка концепция политики как части культуры.

6. Вы по-разному называете свой сценический образ — «с­овременный скоморох», «м­олодежный филолог», «акын». Про что вообще ваше общение с аудиторией?

Мне нравится, когда зритель может преодолеть свои привычные рамки — вкусовые, идеологические, поколенческие. В этом смысле я очень антисегрегационный персонаж. Я люблю, чтобы разные люди встречались, чтобы рождался опыт преодоления н­едоверия, границ. Но я при этом не хочу никого шокировать, мучить, выдразнивать со сцены. Я не эпатажник.

7. А в чем главный месседж в­ашего творчества?

«Держи ум твой во аде и не отчаивайся» — откровение, данное афонскому старцу Силуану. Это важная вещь, которую правильно помнить.


Уроки жизни от Псоя Короленко

«Господи, какой же тогда был я мудак — // И все, что я ни делал, все я делал кое-как… // Но в этой вечной жизни, в бесконечной жизни // Будет все не так»

(из песни «Держи ум во аде»).


«Ложь окружает нас всюду, // Она облепляет все наши дела. // Ночью солгал — просыпаешься утром // И видишь кругом муляжи. // Слухай, товарищ, если ты хочешь, // Чтоб ложь для тебя умерла, // Вот тебе песня, и в ней говорится // О том, как нам жить не по лжи»

(из песни «Жить не по лжи»)


«Чудовище я, хорошая ты // Мне так не хватает твоей полноты // <…> // Хорошая я, чудовище ты // Мне так не хватает твоей пустоты // <…> // Гори я огнем, долбись я конем, // Я знаю, всегда мы друг друга поймем»

(из песни «Чудовище»)


«Это делает тебя // Бессмертным // Практика победы // Это знали наши деды // И они победили // Себя освободили // Мы пойдем их путем // Свободу обретем // Будем песни распевать // И рюмку водки наливать»

(из песни «Эх, люли-люли»)

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение