--

Русский рок, фотолетопись

Выставка в Центре фотографии им. братьев Люмьер

«Время колокольчиков», строчка из песни Александра Башлачева, дала название экспозиции, объединившей несколько эпох неформальной музыки. Бунтарский взрыв «колокольчиков» – молодого БГ, Цоя, Курехина и многих других, кажется похожим на современное оппозиционное движение – тот же эпатаж, та же динамика и стремление молодых мыслящих людей к переменам.

Раиса Ханукаева
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

23 февраля 2013
размер текста: aaa

Однако куратор выставки Екатерина Зуева считает, что соотносить две эпохи не стоит:

Это настолько разные плоскости! Тогда было двоемирие, двоемыслие, но оно было понятно: если ты против, то знаешь, против кого ты и что ты хочешь. И, конечно, формы у русского рока были максимально разнообразные, это мог быть и «Аукцыон», который делал невероятно крутую и сложную музыку и параллельно боролся за права меньшинств, это мог быть и Константин Кинчев, и группа «Телевизор» со своими политическими текстами. Они все были бунтарями, но они были и на одной общей рок-н-ролльной волне. Сейчас, мне кажется, каждый больше сам за себя, конечно, последние несколько сезонов есть мода на протесты, но я не хочу связывать напрямую выставку, посвященную русскому року, который всегда был связан с протестом, с сегодняшним бунтом. Наверное, драйв – он всегда драйв, но мне кажется, сложно найти такие параллели. Хотя, конечно, Юрий Шевчук и тогда выступал, и сейчас выходит на трибуны.

Как раз про Шевчука. У группы «Тараканы» есть песня «Русский рок». Кажется, что философская составляющая рок-н-ролльных текстов воспринимается ее авторами негативно: «Такой молодой, а уже Шевчук…» Настолько ли сильно русские роковые песни перегружены смыслом?

Молодые старики – это, наверное, вечная проблема интеллектуальной, думающей молодежи. Не знаю, возможно, «Тараканы» застали не лучшие времена Шевчука. Понятно, что русский рок, в отличие от западного, не такой легкий, понятно, что он нагружен смыслами, но почему бы и нет, мне кажется, это прекрасно. Хотя у нас на выставке, да и в жизни было так же, рядом существуют абсолютно полярные фигуры – Сергей Курехин и Башлачев. Они и тогда мало делали вместе, в общем-то, практически ничего, и друг другу неинтересны были как художники, как музыканты, но и тот, и другой несли какие-то очень важные идеи, один – через музыку, другой – через поэзию, и все это можно было объединить Ленинградом и ленинградским рок-н-роллом.

Кстати, почему ленинградская рок-культура – и вдруг в Москве?

Идея пришла довольно давно. Когда мы поняли, что накопился материал, когда мы связались со всеми фотографами, идея стала реальностью. Конечно, был и несколько формальный повод – это юбилей БГ (Бориса Гребенщикова – «РР»). Изначально выставка была задумана как посвящение золотому составу группы «Аквариум», но материал оказался настолько большим, интересным, фактурным и вдохновляющим, что мы поняли, что не можем его не показать. Мы не могли не рассказать про ленинградский рок-клуб и мощный рок-н-ролльный взрыв тех лет.

На этой выставке, помимо фотографий, много другого материала. Это дань моде и желание создать мультимедийный проект, или что-то другое?

Мы искали работы лучших фотографов тех времен, но сложно говорить одними красивыми образами, поэтому здесь присутствует видео, поэтому здесь есть обложки винила и афиши, то есть мы максимально приближаемся к собирательному образу стиля тех времен, чтобы человек мог как-то окунуться в эпоху рождения и расцвета российской рок-культуры.

Эта концепция родилась, потому что она не могла не родиться. Не буду говорить, что это мультимедийный сложный проект, это не современное искусство, мы не используем видеоарт. Это довольно простой формат, где есть изображение, где есть музыка, которая звучит в зале. Просто иначе это бессмысленно, это было бы неинтересно, и я понимала, что нужно показать то, что мы в итоге показали.

И что же в итоге увидят те, кто еще не посетил выставку?

Это в первую очередь Дмитрий Конрадт, где-то половина фотографий выставки – его работа. Есть также работы Валерия Потапова, он менее документален, он очень плакатный, снимал на средний формат качественные вещи, которые потом шли на обложки. Либо Виктория Ивлева, московский фотограф, серьезный журналист, сейчас работает в «Новой газете», но в 80-е снимала рок-тусовку, и из ее снимка группы «Аквариум» в полном составе, кажется, получился их первый плакат.

Для того чтобы сделать подобную выставку, нужно было выйти на всех фотографов. А для этого нужно было некоторое время. Нужно было, чтобы они не только показали, что у них есть, но и залезли в свои архивы, нашли то, что еще не публиковалось или публиковалось в каком-нибудь неофициальном издательстве тех лет, потому что в официальных журналах подобные фотографии не пользовались популярностью. Поэтому на выставке есть и канонические изображения, с которыми, может быть, знакомы зрители, увлекающиеся темой, а есть и вещи совсем новые.

Что касается видеоматериала, то это, например, короткометражный фильм Рашида Нугманова «Йа-Хха», который он сам предложил. Здесь запечатлены и знаменитая котельная «Камчатка», и ленинградский рок-клуб. Мы с удовольствием приняли эту инициативу, сейчас, как мне кажется, фильм занял свою отдельную нишу на выставке. Или другая короткометражка – фильм Александра Ильховского с Борисом Гребенщиковым в главной роли, который называется «Иванов». Буквально недавно этот фильм режиссер сам отреставрировал и перевел в HD. Когда я связалась с Ильховским и предложила ему внести в экспозицию свой вклад, он с радостью согласился. Мне было очень приятно познакомиться со всеми этими людьми и было приятно осознавать, с какой отдачей они готовы были с нами сотрудничать.

Как вы думаете, молодые зрители, родившиеся уже после того, как рок-музыканты перестали быть «подпольщиками на своем поле» (слова А. Башлачева – «РР»), смогут почувствовать дух эпохи?

Я сама родилась после того, как пластинки героев нашей выставки стали выходить на «Мелодии». Подготовка проекта стала некоторым приключением, потому что я была воспитана на другой музыке, мои родители больше увлекались эстрадой либо бардовской песней. Конечно, я представляла себе, что такое Гребенщиков и что такое «Аквариум», что такое «Аукцыон» и чем хорош Курехин, но для выставки пришлось проработать большое количество материала, чтобы она действительно выглядела полной и целой. Могу сказать, что я – новый солдат в старом сильном строю поклонников рока, и надеюсь, что это помогло сделать выставку не ностальгической, а, скорее, живой, связанной с современностью больше, нежели бы этот проект готовил профессионал и делал бы антологию русского рока. Мне кажется, что для людей моего возраста, которые приходят и считывают название экспозиции со строк Башлачева, эта выставка может быть так же интересна, как и тем, кто пришел вспомнить молодость и вновь столкнуться с чем-то приятным, любимым.

Гости делились с вами своими впечатлениями?

Могу рассказать о впечатлении, которым со мной поделился Глеб Гребенщиков, сын БГ, он сказал: «Спасибо большое, я всех своих друзей впервые вижу молодыми, всех этих людей я знал ровесниками своего отца, естественно, я знаю их совсем другими, а теперь я знаю их такими, какими они были раньше». И это классно!

Эта выставка посвящена первой в России, тогда еще СССР, рок-волне. Возможно ли продолжение истории, например, фотовыставка о роке нулевых?

Я думаю, что это был бы совсем другой материал, с иной фактурой. Рок 70-х и 80-х связан не только с музыкой, но и со всей культурой андеграунда, с протестом. В 90-х у музыкантов появилось больше возможностей, рок-музыка вышла из подполья и стала больше похожа на западный аналог. Рок-музыканты нулевых – это, например, группа «Сплин» и Земфира, как мне кажется, создают другую музыку. Их творчество – это и бизнес в том числе. Фотовыставка о современном роке превратилась бы в собрание фотографий известных музыкантов, лишенное какого-то философского подтекста. 

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение