Эффект Ярковского раскручивает опасные астероиды и другие новости

28 февраля 2013

«Неужели наши астрономы не могут предсказать падение метеорита?!» — после челябинских с­обытий этот вопрос задают все чаще. Однако спрогнозировать движение космического тела чертовски трудно. На его траекторию воздействует множество факторов. Помимо прочего, астероиды не просто летят по небу, но еще и крутятся вокруг своей оси.

На вращение астероида влияет так называемый эффект Ярковского — О'Кифа — Радзиевского — Пэддэка (YORP-эффект), обусловленный тем, что солнечное излучение неравномерно воздействует на объекты неправильной формы. Недавнее исследование харьковских ученых показало, что YORP-эффект по-разному влияет на астероиды, которые находятся в основном поясе, и на те, которые сближаются с Землей. В частности, среди опасных астероидов больше тех, кто крутится либо очень быстро (8–11 оборотов в сутки), либо очень медленно (меньше двух оборотов). В­ообще, если бы Брюс Уиллис действительно хотел высадиться на летающей скале, ему пришлось бы всерьез учить математику и механику. (1)

Разнородный коллектив помогает бактериям выживать

Мы привыкли считать, что микробы — существа м­аленькие и глупые. Социальное поведение им недоступно. Однако в последнем номере журнала «Микробиология» опубликована работа ученых из Перми, из которой явствует, что бактерии не все равно, в каком сообществе жить.

Выяснилось, что чем разнообразнее микроорганизмы в популяции, тем легче им переживать стресс или какие-то неожиданные изменения среды. Чем разнороднее сообщество, тем легче ему справляться с проблемами. «Учет данного явления необходим как при разработке стратегий культивирования биотехнологически важных микроорганизмов, так и при рацио­нальной терапии инфекций», — считают авторы работы. (2)

Светлые крысы любят людей сильнее

Новосибирские биологи доказали, что цвет шерсти у крыс связан с их отношением к человеку. Для эксперимента использовались крысы, относящиеся к разновидности агути (кстати, пара таких грызунов живет в отделе науки «Русского репортера»). Вывод такой: среди агрессивных животных преобладают темноокрашенные, а среди дружелюбных — светлые. По мнению ученых, связь поведения и цвета, вероятно, обусловлена н­аличием общих нейрогормональных механизмов. (3)

Как гигантские ящеры рыбу ловили

Российские ученые создали трехмерную компьютерную модель шеи древнего птерозавра. За основу были взяты позвонки существа под названием Azhdarcho lancicollis, которое обитало примерно 92 млн лет назад на территории современного Узбекистана. Это животное относится к семейству аждархид — беззубых ящеров с длинной шеей. Они были самыми крупными летающими существами на Земле: у некоторых видов размах крыльев превышал 12 метров.

Компьютерное моделирование показало, что шея у летающих ящеров была не прямой, как ее обычно изображают на картинках, а изогнутой в форме буквы S. Стало понятно и то, как аждархиды добывали себе пищу. Их стратегия напоминала ту, что используют сейчас пеликаны. Древний ящер летал над морем и выискивал рыбу. Увидев добычу, он з­ахватывал ее широко раскрытым ртом, после чего она попадала в горловой мешок. Затем при резком запрокидывании головы еда проглатывалась. (4)

Источники: (1) Лупишко Д. Ф., Телеусова И. Н. // Астрономический вестник. 2013. № 1. С. 21–24.  (2)Магданова  Л. А., Голясная Н. В. // Микробиология. 2013. № 1. С. 3–13.  (3) Прасолова Л. А., Оськина И. Н., Плюснина  И. З. // Генетика. 2013. № 2. С. 244–250.  (4) Аверьянов  А. О. // Палеонтологический журнал. 2013. № 2. С. 74–80.

Губкин Андрей 28 февраля 2013