из личного архива С. Булата

7 вопросов Сергею Булату

микробиологу

О подледной жизни

Российские ученые нашли в воде антарктического озера Восток, 15 млн лет находившегося под толщей льда, неизвестный науке микроорганизм. Сотрудник лаборатории генетики эукариот Петербургского института ядерной физики, проводивший исследование этой воды, рассказал «РР», что общего между обнаруженными в подледном озере бактериями и возможной жизнью на Марсе

Алена Лесняк поделиться:
12 марта 2013, №10 (288)

1. Информация об этой находке противоречива. Почему кто-то называет ее великим открытием, а кто-то скептически отвергает?

Потому что мы исследовали не воду из озера Восток. И то, что мы обнаружили, еще требует подтверждения. Снаряд для б­урения никогда чистотой не о­тличается, он весь в смазочной жидкости и керосине. Так вот, всплеснувшись, вода вперемешку с керосином сразу же примерзла к буру. Для нашей лаборатории откололи кусок этого льда, и мы занялись его изучением. Но проб чистой воды никто не изучал, это предстоит сделать в мае нынешнего года. По сути та вода, что мы изучали, техническая, она вообще не подлежит исследованию.

2. Но тем не менее вы взялись работать с ней и даже что-то обнаружили…

У нас получилось отделить только 150 миллилитров чистой воды, что крайне мало для проведения подобных исследований. Но мы все же сделали ДНК-анализ и нашли три бактерии. Сравнили их с мировыми базами. Два микроорганизма почти на 100% совпали с существующими видами — это микроорганизмы, которые находились на самом буре. Но была найдена еще одна бактерия, которая оказалась удивительной.

3. В чем же ее удивительность?

Бактерии не переносят давления кислорода, критический показатель, при котором они на грани жизни и смерти, — 700 мг кислорода на литр. Это недавно доказали американцы. В Востоке же показатель 1300 мг. Третья бактерия оказалась способна обитать в условиях, н­есовместимых с жизнью для бактерий вообще. Во-вторых, она не совпадала по ДНК ни с одним видом изученных человеком м­икроорганизмов.

4. В каком-то смысле эту бактерию можно назвать внеземной жизнью?

Нет, конечно. Понимаете, мир бактерий еще очень плохо изучен человеком, нам не знакомы еще многие виды микроорганизмов, и эта бактерия как раз при­­мер тому. Да и нашли мы ее на Земле — как же она может быть внеземной? Конечно, если бы мы на Марсе обнаружили бактерию с подобными свойствами, то сказали бы сразу, что это внеземная форма жизни.

5. Может ли эта странная н­аходка быть опасной для ч­еловека?

Совершенно точно не может. Это бактерии, которые обитают в нечеловеческой среде. Они не могут питаться органикой и п­аразитировать на чем-то ж­ивом, они едят минералы. Н­аша среда для таких микроорганизмов несовместима с жизнью.

6. В озере Восток могут жить еще какие-то необычные бактерии?

Вероятно. Скоро к нам в лабораторию привезут пробы чистой озерной воды специально для изучения. Будем подтверждать первые наши исследования, а также проверим воду на наличие новых н­езнакомых бактерий. А дальше в планах — запустить в озеро подвод­ные аппараты и взять воду с самого дна, где как раз и обитают микро­­организмы.

7. Американские исследователи волнуются, что российские полярники загрязнят озеро, з­апустят в воду земные микроорганизмы. Есть основания для опасений?

Исследование антарктических озер — это такое же соревнование для стран, каким когда-то был полет на Луну. Нам повезло, что Восток подкинул нам столь необычную находку. Американцам, когда они вскрыли свое озеро, не повезло, они ничего интересного там не нашли. Конечно, им сейчас хочется обвинять нас в том, что мы не способны проводить столь серьезные исследования. Но это дело американцев, это их политические игры. Наши ученые сейчас занимаются разработкой технологий стерильного проникновения в озеро, и в мае мы уже сможем увидеть результаты этой работы.

Справка РР

Как бурили к озеру Восток

1957
Основание полярной станции «Восток».

1989
Над озером начали бурить лед толщиной почти 4 тыс. км.

1999
Пробурили скважину глубиной 3623 м и приостановили работы, так как опасались, что при существующих технологиях дальнейшее бурение загрязнит нижний слой льда и само озеро.

2006
Ученые разработали экологичные способы бурения, работы были возобновлены.

2012
5 февраля полярники достигли поверхности озера.

2013
Ученые работают над стерильными способами бурения поверхностного льда.

2014 – 2016
Исследователи планируют при помощи специальных приборов взять пробы воды со дна озера.

Иванов Василий 14 марта 2013
Простите, кто ".... Петербургского института ядерной физики"? Эукариот?
XXXXX Vika 13 марта 2013