--

Посадка на рейс заканчивается

Когда в России подешевеют билеты на самолеты

Почти два года назад прекратили свое существование две российские компании, продававшие дешевые билеты: «Авианова» и Sky Express. Перелет за две тысячи рублей из Москвы в Казань или Новосибирск из реальности превратился в миф, слетать в Лондон или в Рим на майские стало дешевле, чем в Сочи. И пока оставшиеся классические авиаперевозчики каждый год повышают цены на билеты, в Россию приходят западные бюджетные авиакомпании с более гибкой тарифной политикой.

Федор Лобанов
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

10 апреля 2013, №14 (292)
размер текста: aaa

После ухода в 2011 году с отечественного неба «Авиановы» и Sky Express новый дискаунтер с пропиской в РФ так и не появился. Эксперты связывают это в первую очередь с заградительными мерами Минтранса в области авиационного законодательства. Оно не успевает за рынком, и, по сути, летные правила у нас находятся на том доисторическом уровне, когда лоукостеров и в помине не было. «Авианове» и Sky Express эти меры удавалось обходить, но недолго. Компании показывали отрицательную прибыль.

С момента ухода отечественных дискаунтеров в авиационном законодательстве так н­ичего и не изменилось: авиакомпании п­о-прежнему не могут работать с невозвратными тарифами, как это делают все лоукостеры на Западе; отсутствует конкуренция среди аэропортов, поскольку в большинстве городов воздушные ворота только одни и нет стимула понижать стоимость слотов; действуют давние ограничения по парку судов — компания должна располагать минимум десятью самолетами.

Все это просто физически не позволит работать в России классическому лоукостеру, что означает, билетов за двадцать долларов в оба конца простым смертным не найти.

— Объем рынка пассажирских перевозок с учетом международных рейсов в 2012 году можно оценить в 750–800 миллиардов рублей, в 2011-м он составлял 650–700 миллиардов, — рассказывает Андрей Шенк, эксперт независимого аналитического агентства «Инвесткафе».

По его данным, как и раньше, более 60% всего рынка гражданской авиации (62,4% в 2011-м и 65,6% в 2012-м) поделены между п­ятью авиакомпаниями.

— На первом месте «Аэрофлот», за ним идет «Трансаэро», следом «ЮТэйр». — И вероятнее всего, изменений в этом направлении ждать не стоит, — уверяет Шенк.

Понятно, что такая расстановка сил не предполагает снижения цен на билеты, скорее наоборот. Когда отечественные дискаунтеры ушли, на всех направлениях, где они летали, цены повысились.

— Я помню, рост цен доходил до 30%, — говорит представитель сервиса Aviasales Янис Дзенис.

По его подсчетам столь резкого повышения цен ни в прошлом, ни в этом году не было:

— Рост тарифов, конечно, есть, но он не критичный, порядка 10–12% в год. Связано это, как всегда, с повышением цен на топливо и аэропортовскими сборами.


Активные экспаты

Но пока место «Авиановы» и Sky Express не занято, новых российских лоукостеров нет, к нам приходят зарубежные компании. Так, в этом году на направлениях Москва — Лондон и Москва — Манчестер начал работать английский дискаунтер EasyJet.

Сейчас на российский рынок пытаются п­опасть еще два западных лоукостера — Wizz Air и Ryanair, — что обещает дешевые билеты в Европу. Ryanair пока никак не комментирует возможность выхода на наш рынок. Вен­­герско-польская Wizz Air хотела бы встать на направления Москва — Будапешт и Москва — Киев.

— Они пытаются сделать это уже года три, но, насколько я знаю, никак не могут договориться с Росавиацией,— рассказывает Янис Дзенис.

Что же касается самого ожидаемого игрока — крупнейшей бюджетной авиакомпании Европы ирландской Ryanair, — говорят, что их допустят даже к перевозкам внутри России.

— Но пока официальных данных о договоренностях компании с Министерством транспорта нет, и уж тем более неизвестно, в какие города и с какой частотой они планируют с­овершать рейсы, — говорит Ирина Рябовол, представитель туристического сервиса Momondo.ru.

Но, по словам экспертов, как только западные лоукостеры выйдут на наш рынок, они столкнутся с теми же проблемами, что были некогда у отечественных, а значит, тради­ционно низкие европейские тарифы вроде 15–20 евро российским клиентам никто не предложит.

— Иностранные бюджетные компании не особо активны в России, — рассуждает Ирина. — Конечно, каждое появление дискаунтера широко освещается российскими СМИ, но за этим почти никогда не следует маркетинговая активность самого перевозчика. Популярность таких компаний держится на сарафанном радио или включении их предложений в базы систем поиска и бронирования авиабилетов.

Приход в Россию EasyJet, по данным сервиса Aviasales, спровоцировал рост поисковых запросов по направлению Москва — Лондон почти в два раза.

 — Если раньше найти билеты в Лондон за двенадцать тысяч рублей считалось большой удачей, сейчас EasyJet предлагает билеты по шесть — восемь тысяч, — рассказывает Янис Дзенис.

Помимо EasyJet, говорит Ирина, в России неплохо освоились авиакомпании AirBerlin и Niki, которые постоянно организуют акции и распродажи на свои рейсы при, казалось бы, и без того самых дешевых билетах на обслуживаемых ими направлениях.

Однако, как правило, после триумфального выхода на российские просторы зарубежные бюджетные перевозчики постепенно меняют тарифную политику, предпочитая стабильно низким ценам практику распродаж.

— Так, стоимость перелета с заявленных шести-семи тысяч возрастает до десяти — пятнадцати и опускается только во время распродаж, — рассказывает Ирина.

Помимо перечисленных авиакомпаний эксперты отмечают также дискаунтеров Pe­gasus Airlines и Flydubai, которые предпочитают не выходить на высококонкурентные рынки Москвы и Санкт-Петербурга и осваивают региональный сегмент.

— Компания Flydubai создала одну из самых развитых сетей и задала новый тренд в сегменте лоукост-перевозчиков, ориентируясь на направления, где ранее не было развито международное авиасообщение, — рассказывает президент Flydubai Гейт Аль Гейт. — Это особенно важно для такой страны, как Россия, где огромное количество рейсов о­существляется из Москвы — города, который  не является географическим центром. Flydubai первой открыла прямое воздушное сообщение между Дубаем и, например, такими городами, как Самара и Екатеринбург. При этом в Москву мы тоже собираемся, но не сейчас, хотя все предварительные договоренности с российским правительством уже достигнуты. Просто пока это не входит в наши планы.

Компания начала работать в России почти два с половиной года назад. В ОАЭ стали л­етать туристы из Самары, Екатеринбурга, Казани и Уфы. В марте Flydubai объявила о з­апуске четырех новых рейсов. С 16 апреля авиакомпания начнет выполнять полеты из Дубая в Кавминводы, а с 13 сентября — в Волгоград и Ростов-на-Дону. На неделю ­позже, с 20 сентября, стартует рейс на Краснодар. Таким образом, авиакомпания станет единственным перевозчиком, круглогодично выполняющим прямые рейсы в Д­убай из этих городов на юго-западе ­России.

Flydubai точно уловила тренд. По информации сервиса Momondo, сейчас происходит н­екоторое смещение акцентов с европейского направления на такие регионы, как Азия, США, Латинская Америка. И авиакомпании стимулируют спрос на дальние, в том числе трансатлантические перелеты, не отличающиеся особой дешевизной, а соответственно, не пользующиеся повышенным спросом у россиян.

— Кроме того, многие фирмы продают бизнес- и первый классы со значительной скидкой или по акции «два билета по цене одного», — добавляет Рябовол.

А вот на топовых европейских направлениях вроде Парижа, Праги или Барселоны привлекательных предложений с каждым годом становится все меньше.

Но даже с учетом развития приоритетных направлений в России западными лоукостерами дешевые билеты все советуют искать сильно заранее, минимум за девять месяцев.

— Чем раньше вы купите билет, тем дешевле, — рекомендует Янис Дзенис. — К примеру, за семь — девять месяцев можно спокойно купить прямой перелет в Нью-Йорк за тринадцать пятьсот. Конечно, на таких популярных направлениях, как Бангкок, цена обычно не опускается ниже двадцати трех — двадцати пяти тысяч, но если не озаботиться покупкой билета заранее, то даже по этой цене вы его потом просто не найдете.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение