--

Кошелек или смерть

Можно ли выжить в интернете на добровольные пожертвования

Недавно в Нидерландах был анонсирован независимый журналистский проект De Correspondent. По задумке авторов, у этого СМИ не будет никаких крупных инвесторов и рекламы вообще. Единственным средством существования De Correspondent станут пожертвования читателей: годовую подписку руководители проекта продают за 60 евро, и на сегодняшний день на De Correspondent скинулись уже 17,5 тысяч человек. Все, что обещают создатели нового СМИ, – это просто качественная журналистика с глубоким анализом. Невероятно, но необходимую сумму – один миллион евро – авторы проекта собрали всего за неделю. «РР» разбирался, как работает краудфандинг и может ли российское СМИ существовать только за счет читателей.

Владислав Моисеев
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

10 апреля 2013
размер текста: aaa

Слово «краудфандинг» образовано от «сrowd» – толпа и «funding» – финансирование. В этом и заключается главный принцип явления: люди объединяют свои финансовые или другие ресурсы во благо одного дела. В общем-то, ничего нового в этом нет (люди испокон веков массово сбрасываются деньгами на что-нибудь общее), но с развитием интернета краудфандинг приобрел новую окраску и возможности.

Один из первых случаев успешного краудфандинга в сети – сбор средств для проведения тура  британской рок-группы Marillion. Тогда, в 1997 году, поклонники сами организовали, провели интернет-кампанию и выручили $ 60 000. В 2009 году появился крупнейший американский сайт по привлечению средств «из народа» – http://www.kickstarter.com/. С помощью этого сервиса независимые авторы собирают миллионы долларов на реализацию своих идей. Зачастую люди, проинвестировавшие проект, получают небольшие эксклюзивные бонусы от создателей. Благодаря Kickstarter.com обрели жизнь игровая консоль OUYA, 3D-принтер от Formlabs, переиздание комиксов The Order of the Stick и т.д.

Вскоре у Kickstarter.com появились десятки аналогов, в том числе и русский http://start.planeta.ru/.  Пока что Planeta.ru – самый крупный краудфандинговый проект в России. С помощью него собирали деньги «Би-2», Евгений Гришковец, «Сплин» и др. Всего пожертвования на этом сайте составили более 12 миллионов рублей.

Одним из самых успешных российских краудфандинговых проектов, не участвовавших в Planeta.ru, можно назвать «РосПил» Алексея Навального. Сайт http://rospil.info/, придуманный Навальным, содержит информацию о раскрытии коррупционных схем распила бюджетных средств через систему госзакупок. Меньше чем за месяц «РосПил» собрал порядка шести миллионов рублей для оплаты работы юристов проекта.

В целом краудфандинг неплохо прижился в России: акции по сбору средств на срочное лечение, новый альбом, борьбу с коррупцией проходят относительно успешно, чего не скажешь о поддержке журналистских проектов и медиаресурсов, результатом работы которых не служит сенсационное разоблачение чиновников-коррупционеров или чудесное излечение какого-нибудь больного ребенка.

Colta в активном поиске

Ситуация с голландским медиапроектом De Correspondent, который реализуется посредством краудфандинга, беспрецедентна. Сложно представить, что некое российское СМИ, пусть даже с очень хорошим штатом, соберется и попробует существовать только на пожертвования. Один из немногих опытов построить СМИ на краудфандинге – это Colta.ru. В 2012 практически полным составом редакция Openspase.ru ушла создавать новый ресурс о культуре – Colta.ru.

За время своего существования Colta.ru провела две кампании по сбору средств. Первая (порядка 700 тысяч рублей) позволила ресурсу продержаться на плаву четыре месяца. После непродолжительного ухода в офлайн Colta.ru вновь открылась благодаря пожертвованиям нескольких человек, сформировавших попечительский совет проекта. Сейчас ресурс ведет повторную краудфандинговую кампанию. Из необходимых 2,3 миллионов рублей (годовой бюджет) сейчас ресурс набрал 650 тысяч на портале Planeta.ru. 

Замредактора проекта Михаил Ратгауз рассказал «РР» о том, какова роль краудфандинга в жизни Colta.ru:

– Мы, как общественное СМИ, рассчитываем на три источника поддержки: гранты фондов, которые занимаются поддержкой культурных проектов, взносы состоятельных людей, которые входят в попечительский совет и готовы нас поддерживать более крупными суммами, и читатели, без которых мы совершенно никак не выживем. Это наша концепция.

– Чувствуете ли вы психологическое давление из-за того, что напрямую зависите от того, сколько соберете денег?

– Конечно, чувствуем. Сейчас у нас не закрыт бюджет, нам не хватает денег где-то на два месяца, но взялся за гуж – не говори, что не дюж, как говорит русский народ. Безусловно, это эксперимент, который отличает нас от наших коллег, но вот мы такие, чувствуем себя первопроходцами, и, конечно, это нервно.

Михаил Ратгауз  сообщил, что краудфандинговые кампании Colta.ru продолжатся, но в несколько другом ключе:

– Для редизайна сайта мы собираемся опробовать еще одну технологию – систему рекуррентных платежей, фактически это подписка на сайт. Материалы закрываться не будут, весь контент останется открытым. Но за то, что человек подпишет свою кредитную карточку и будет ежемесячно помогать нам суммами от трехсот рублей до тысячи, он будет получать разные бонусы, систему которых мы продумываем. Многие системы, которые живут на краудфандинг, говорят о том, что эти рекуррентные платежи – базовая статья дохода, обеспечивающая ровный приток денег.

Несмотря на то, что сайт Colta.ru считается одним из лучших СМИ о культуре и искусстве (если вообще не лучшим), в постоянстве его работы и жизнеспособности сложно быть уверенным до конца. Пока что большинство СМИ и медиаменеджеров всерьез не рассматривают краудфандинг как серьезный источник постоянных инвестиций, а лишь ограничиваются безопасными экспериментами с внедрением систем добровольных пожертвований.

Like, pay

Наиболее популярным краудфандинговым экспериментом электронных СМИ можно назвать сервис Like’n’pay. Сегодня многие ведущие медиаресурсы уже обзавелись специальной оранжевой кнопкой, нажав которую, читатель соглашается перевести некоторую сумму денег автору понравившегося текста.

Сайт Slon.ru одним из первых опробовал систему читательских пожертвований Like’n’pay. Главный редактор Slon.ru Андрей Горянов рассказал о первых результатах этого краудфандингового опыта:

– Я не могу похвастаться результатами – сейчас говорить немножко рано, потому что было два этапа – настройка системы и ее перепридумывание. Мы пока получили немного денег, и я не готов их озвучить, потому что суть самой кнопки в том, что вы лайкаете сейчас, а платите потом. Случилось таким образом, что письма на оплату часто попадали в спам. И многие люди не прочитали эти письма. Мы видим в системе, сколько людей видело эти письма, прочитало, не прочитало, глубока ли конверсия между прочитавшими и оплатившими. И мы видим, что очень многие просто не открывали эти письма. Мы думаем, как это исправить, и, когда протестируем еще раз все, будем готовы рассказать о результатах. Но это пока небольшие деньги.

– Российская зона «.ru» – халявная зона. Все приучены скачивать в торрентах фильмы, скачивать бесплатный контент, поэтому нам еще сложнее. Но, мне кажется, сообщество Apple и других платных сервисов постепенно приучает пользователей платить. Я вот, например, уже с большей радостью плачу деньги в интернете, чем пять лет назад. С развитием благосостояния и технического прогресса люди будут платить больше, поэтому перспективы очень хорошие, просто сейчас они не так видны, –  считает Горянов.

В рамках недавнего медиафорума «3D: Журналистика» одной из основных тем для обсуждения стал краудфандинг и, в частности, сервис Like’n’pay. Алексей Аметов, генеральный директор Look At Me, пока не верит в краудфандинг и сбор пожертвований как серьезные способы получения прибыли:

– Я не воспринимаю краудфандинг как серьезный способ дохода в России. Эксперимент Colta.ru показал, что быстро собрать существенную сумму денег не получится. Подписка на журнал «Мурзилка» тоже была краудфандингом: в начале года ты платишь три рубля, чтобы подписаться на «Мурзилку», а потом ждешь, что тебе этот журнал будет приходить. В принципе, сейчас краудфандинг происходит таким же образом: ты платишь 200-300 рублей, сколько тебе не жалко, чтобы сделать хороший сайт.

– Like’n’pay также вариант плохой, потому что, чтобы человек заплатил после того, как ему что-то понравилось, это должно быть что-то очень крутое. И если для музыкального трека или альбома это еще может работать, то статьи такого уровня вряд ли будут каждый день выходить, чтобы люди испытывали желание постоянно платить, – подытожил Алексей Аметов

Шеф-редактор «Афиша-Рамблер» Юрий Сапрыкин в рамках этого же форума весьма пессимистично отнесся к постоянному краудфандингу медиапредприятий:

– У нас словом «краудфандинг» начали называть совсем разные вещи. Набрать денег на лечение ребенка и набрать денег на программу «Парфенов» – это краудфандинг. А это вещи на самом деле очень и очень разные. Есть, безусловно, добрые дела, но у которых есть какая-то конечная цена вопроса. И тогда это очень просто делается. А когда краудфандингом называется поддержание работы какого-то постоянного редакционного механизма – это начинает работать гораздо хуже, и это не совсем краудфандинг. Когда нужно постоянно платить чего-нибудь за то, чтобы Парфенов делал свою передачу, непонятно, а почему, почему мы, а сколько набрать, чтобы он ее делал и когда это прекратится. Тут есть много вещей, которые просто разрушают этот механизм. Люди готовы платить, просто не нужно называть краудфандингом то, что им не является. Невозможно таким образом платить зарплату журналу «Афиша», – сказал Юрий Сапрыкин.

Возможно или невозможно существование СМИ на пожертвования – вопрос спорный. Многие убеждены, что это плохая идея. Однако голландский De Correspondent уже на 117% готов к работе: необходимый бюджет проекта собран, сайт запущен, и судить о результатах его работы можно будет только после новой краудфандинговой кампании. Пока что перспективы De Correspondent вполне радужные, хотя весомую роль в сборе средств сыграли выступления авторов проекта на голландском телевидении. Cоlta.ru – еще одно доказательство обратного – существование СМИ на пожертвования возможно, правда не за счет одних читателей. Поэтому пока  наверняка такая форма, а особенно в зоне «ru» останется, скорее, прецедентной, нежели универсальной и массовой.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение