--

Система внутри тебя

Нацисты и Starbucks Славоя Жижека

После вышедшего шесть лет назад «Киногида извращенца» шоумен-интеллектуал Славой Жижек  обращается к искусству кино (и массовой культуре вообще) уже для того, чтобы изучить механизмы идеологии. Двухчасовая кинолекция «Киногид извращенца: Идеология» снова демонстрирует нам сверхъестественную способность Жижека видеть суть вещей в, казалось бы, незначительных деталях и ставить все с ног на голову, разрушая привычные представления о добре и зле.

Алена Сойко
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

26 апреля 2013
размер текста: aaa

Недоброжелатели считают Жижека коверным клоуном марксизма и философии. Поклонники, напротив, доверяют ему как человеку, который успешно применяет теорию психоанализа к повседневности и политике, зондирует поп-культуру для выявления характерных симптомов времени. В первом «Киногиде извращенца» Жижек анализировал  кино с фрейдистской, или, точнее, лаканианской, точки зрения. Согласно ей, кино – это искусство, которое учит зрителя желать (по мнению Жижека, сексуальность – вещь культурно обусловленная, человек должен быть обучен испытывать сексуальное желание).

Второй фильм посвящен рассуждениям о власти идеологии над нами.

Современная эпоха постоянно провозглашает себя постидеологической, но именно это отрицание, по Жижеку, и является окончательным доказательством того, что мы больше чем когда-либо встроены в идеологию. Главный тезис этого фильма-лекции состоит в том, что идеология в ее наиболее мощной и действенной форме скрыта от взгляда человека. Она – это не очевидная политическая пропаганда, которую мы ожидаем и к которой мы готовы, а скрытый, тщательно спрятанный в повседневной рутине смысл.

Жижек анализирует множество известных фильмов, начиная с «Челюстей» и заканчивая «Цельнометаллической оболочкой», «Таксистом», для изучения глубинных стратегий идеологии и того, как они проявились в таких, казалось бы, не связанных между собой событиях, как кинематограф нацистской Германии, лондонские беспорядки августа 2011 и реклама «Кока-Колы» в 80-х.

Так что же такое идеология? Идеология – это не столько партия, за которую мы голосуем, сколько бытовые мелкие привычки, которые и формируют наш маленький субъективный мир: ресторан, в который мы ходим, бренды, которые мы выбираем, то, как мы проводим выходные и отпуск. Она – это не только официальная риторика трибун, но и скрытый посыл, который не произносится вслух, но тем не менее оправдывает отношение власти, господства. Отказаться от идеологии в этой неявной форме – значит отказаться от привычного образа жизни, и такое освобождение, предупреждает Жижек, будет опытом травматическим, болезненным.

Скрытая сторона, которую мы как правило не способны рассмотреть, – и есть самое опасное в идеологии. В фильме приводится пример маркетинговой политики Starbucks. Плакаты в кафе говорят нам, что компания жертвует часть прибыли на гуманитарную помощь бедным африканским детям. Наслаждение чашкой кофе (а быть жертвой идеологии – всегда чертовски приятно, подчеркивает Жижек) таким образом уводит нас от возможности увидеть истинную причину страданий этих детей: эксплуатацию Третьего мира глобальным капитализмом. Иными словами, покупка гуманитарного кофе – небольшой взнос за то, чтобы не задаваться неприятными политическими вопросами.

Если вас пугает то, что немецкая группа Rammstein использует в своих шоу как бы нацистскую эстетику – перестаньте  бояться, призывает Жижек. Это просто приятная форма, и в ней нет ничего плохого: физкультура, факельные шествия и ладная секси-униформа – это здорово! 

 

Упаковка этого скрытого послания в общем одинакова – любые идеологии пользуются примерно одними и теми же чувственными инструментами. Как говорили другие словенцы, художники из люблянской группы NSK: «Любое произведение искусства подвержено политическим манипуляциям, кроме искусства, говорящего на языке этих манипуляций». Словно в подтверждение первой части этого тезиса Жижек приводит пример «Оды к радости»: мелодия Бетховена успешно путешествовала по всему политическому спектру слева направо, ее использовали в официальных мероприятиях и китайские коммунисты, и большевики, и национал-социалисты.

 

«Гимн бесконечного стремления человечества к миру и любви» оказывался просто своеобразным контейнером, по желанию властей заполняющимся любым содержанием. Неопытные борцы с идеологическим диктатом часто атакуют именно эту обертку (универсальную в любой идеологии) вместо того, чтобы нацелиться на содержание. Если вас пугает то, что немецкая группа Rammstein использует в своих шоу как бы нацистскую эстетику – перестаньте  бояться, призывает Жижек. Это просто приятная форма, и в ней нет ничего плохого: физкультура, факельные шествия и ладная секси-униформа – это здорово! Давайте отнимем их у нацизма и заберем себе! Тем более что, используя «фашистские» жесты  без точного идейного смысла, Rammstein на самом деле осуществляет подрывную деятельность, наглядно демонстрируя тот самый язык политических манипуляций.

Гораздо опасней единения в толпе единомышленников – ироничное отстранение. Идеология не требует истовой веры в себя, подчеркивает Жижек. Фанатизм разрушителен для нее – ирония и лицемерие, напротив, оказываются необходимым условием ее функционирования. Тут фильм приводит пример из «Цельнометаллической оболочки» Кубрика: искренне верящий в армейские ритуалы рядовой сходит с ума и стреляет себе в голову, в то время как ироничный персонаж Мэттью Модайна, носящий на каске значок с «пацификом», успешно выполняет возложенные на него военной машиной функции, отправляется во Вьетнам и убивает в финале раненую снайпершу Вьетконга. Это наблюдение лишает силы главный аргумент коллаборационистов, которые сотрудничают с Системой (служат в коррумпированной полиции, работают в пропагандистских СМИ и т.п) и говорят о том, что они все понимают и под их мундиром бьется живое человеческое сердце. Но именно это «живое человеческое сердце» и помогает Системе работать – механическое послушание убило бы ее так же, как и прямое сопротивление.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Yahoo reinertorheit@yahoo.co.uk 29 апреля 2013
У Starbucks-а ест кофейную в ГУЛАГ в Гуантанамо. Кофе предлагается только палачам, конечно.

РРу следует рассмотреть внимательно их партнерство с такой организацией.
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение