--

Слоеное место

Квартирный вопрос, мизантропический диалог и планы на выходные

В ближайшие несколько лет столичный музей Булгакова выйдет за пределы «нехорошей квартиры» № 50 в доме 10 на Большой Садовой. Обнародованный в середине апреля проект предполагает присоединение к музею еще двух муниципальных квартир, знаменитой лестницы, разрисованной граффити, и чердака в том же доме. А еще постройку в соседнем сквере мультимедийного центра и устройство летней сцены посреди Патриарших. В конце месяца стало известно имя нового директора музея Булгакова — им стал Петр Мансилья-Круз, экс-главред «Афиши-Мир».

Василий Корецкий
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

15 мая 2013, №18-19 (296-297)
размер текста: aaa

Откуда вообще взялась эта идея — обновить музей Булгакова?

Действительно, музей довольно молодой, появился только в 2007 году. Хотя кого ни спроси, все знают, что та самая «нехорошая квартира» существовала если уж не всегда, то с 80-х точно. И это тот редкий случай, когда весь музей — сотрудники, фонды, хранилища, административные и хозяйственные помещения и экспозиция — упакован в одну квартиру. Там правда мало места.

Год назад был объявлен конкурс, чтобы определить концепцию развития музея. Процедуры были прозрачными, и кончилось все довольно необычно: п­обедила дружба. Выигравшая конкурс студия Габриеле Филиппини стала сотрудничать с другими. В итоге команда известного булгаковеда Мариэтты Ч­удаковой включилась в работу над концепцией.Такой поворот событий — это в значительной степени заслуга и московских властей, которые все организовали, и жюри, и, разумеется, разношерстной к­оманды, в которой я успел н­емного поработать. Так что я не совсем свалился с Луны — б­ыло немного времени, чтобы в­ойти в курс дела.

Сейчас все эти люди продолжают участвовать в судьбе музея?

Да, и я надеюсь, что они и дальше будут участвовать. В реновации музея есть два направления. Одно касается разработки концепции и планов на пять лет вперед. И эта работа должна быть коллегиальной. Я очень рад, что команда, разрабатывавшая концепцию с самого начала, продолжает заниматься ее развитием. Потому что пятилетний план — это такая штука, которая меняется и постоянно нуждается в уточнениях.

Архитектурная часть концепции развития музея очень амбициозна, но она, так уж устроено, дорога. И всем нам, так или иначе заинтересованным в реализации этого плана, предстоит найти деньги. На городской бюджет рассчитывать не приходится.

Но есть и другое направление — оно связано с настоящим музея. И это тоже моя непосредственная работа: функционирование музея на следующей неделе, через м­есяц, в этом году. Я говорю не о каких-то радикальных изменениях в сложившемся распорядке работы музея, а о практике организации разнообразных событий помимо приема посетителей в привычные часы. Это могут быть самые разные вещи: от временных экспозиций до организации лекций, конференций, чтений и многого другого.

У нас уже формируется команда, которая будет заниматься этими вопросами, и я очень рад, что к ней согласился присоединиться Филипп Дзядко (телеведущий, бывший главный редактор «Большого города». — «РР»). Конечно, мы постараемся не ограничиваться теми очевидными формами деятельности музея, которые я п­еречислил; мы постараемся придумать что-нибудь неожиданное и удивительное. Ближайший сумасшедший план — успеть сделать что-то к Ночи музеев, так что 18 мая приглашаю всех на Патриаршие пруды.

Что произойдет с музеем «Булгаковский дом», находящимся в том же доме, что и музей Булгакова?

«Булгаковский дом» — это отдельный частный музей. Мне кажется, у нас много общих и­нтересов, и я надеюсь, что «Булгаковский дом» будет участвовать в процессе расширения булгаковского пространства в­округ Большой Садовой и Пат­риарших прудов. На всякий случай уточню: в проекте нет ни слова об административном присоединении или слиянии музеев. Речь идет о том, что раз уж есть такая красивая идея превратить район Большой Садовой и Патриарших в литературный парк-музей, посвященный Булгакову и его произведениям, то, конечно, было бы л­огично воспринимать существующий там музей как часть этого пространства.

В чем, как вы считаете, смысл и назначение литературного музея сегодня? Грубо говоря, зачем вообще туда идти?

По-моему, главная задача литературного музея — это рассказывать истории. Люди часто приходят в музей конкретного писателя просто потому, что любят его книги. Основной предмет их интереса  — литература.

Но отсюда и невероятная сложность работы такого музея. Истории, которые он рассказывает, уже сложились в головах у посетителей. Причем у каждого своя. С другой стороны, как прекрасно сформулировал Бродский в нобелевской лекции, литературный текст — это не монолог, а мизантропический диалог. И в этом смысле читатель, который становится посетителем, страшно требовательное с­ущество.

Я готов к тому, что музей, к­аким бы он ни получился, будет нравиться далеко не всем. И если ученику десятого класса Булгаков нравится больше всех писателей, то не факт, что из музеев ему больше всего будет нравиться именно наш. Скорее даже наоборот.

А с самой прозой Булгакова к­акие лично у вас отношения? «Мастера и Маргариту» любите?

Ну, это всегда довольно странно — рассказывать о своих отношениях с текстами. Хотя отношения есть. Я очень хорошо помню, как классе в восьмом у моих друзей большим шиком считалось ругать «Мастера и Маргариту» — прежде всего за популярность. Мне-то всегда Булгаков нравился, и я в этих спорах был на другой стороне.

Но отношения с любым писателем и любыми текстами, которые читал в детстве, а потом перечитывал, неизбежно меняются. Много лет назад я с уверенностью мог сказать, что мой самый любимый текст у Булгакова — рассказ «Красная корона». Позже я бы уже сказал, что это пьеса «Бег», потому что там есть Чарнота, Хлудов. Трудно говорить про свои отношения с текстами: когда пытаешься об этом сказать, н­еизменно чувствуешь правоту Бродского — диалог все-таки м­изантропический.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение