Кольцо стало пончиком и другие новости

30 мая 2013

Туманность Кольцо, или М 57, — один из самых любимых объектов у астрономов. Она красива и расположена сравнительно недалеко — около 2000 световых лет от Земли. Когда-то эта туманность была звездой в несколько раз тяжелее Солнца, но потом звезда взорвалась, и получилось то, что мы сейчас и имеем: белый карлик в центре и облака газа вокруг. Смотрит Кольцо на нас «лицом», так что разглядывать его — одно удовольствие. До сих пор полагали, что Кольцо — действительно кольцо, то есть плотность газа внутри небольшая. Однако сейчас астрономы, работавшие с телескопом «Хаббл», обнаружили, что внутри газа полно, просто он не такой яркий. Совместили с наблюдениями наземных инфракрасных телескопов и построили 3D-модель. Вышло очень похоже на пончик.

Прусаки разлюбили сладкое

Тараканов, избегающих сладкое, обнаружили энтомологи из Университета Северной Каролины. Подопытные прусаки подходили к кормушке, ощупывали ее усиками (там находятся вкусовые рецепторы) и убегали. Оказалось, что одновременно с пищевыми нейронами у этих тараканов возбуждались и клетки, реагирующие на горькое. Появление такой разновидности животных, очевидно, является эволюционным ответом на широкое применение ловушек с использованием глюкозы и фруктозы. Пока еще не все городские популяции состоят из эволюционировавших особей. Но если у кого и есть шанс выжить в многовековой борьбе с чело­веком, так это у них. В Москве сейчас тараканов не очень много, но, кажется, скоро появятся еще. Ждем прихода мутантов.

Мышей избавили от чесотки

Рано или поздно зуд одолевает каждого. Некоторые, около 15% людей, ч­ешутся днями и месяцами — обычно это признак каких-то нарушений в метаболизме. Однако механизм возникновения этих не самых приятных ощущений до сих пор был неизвестен. Является ли зуд лишь небольшим болевым раздражением или есть клетки, которые возбуждают только его? На этот вопрос удалось ответить, поставив эксперименты на мышах. Американские ученые изучили работу кожных рецепторов TRPV1 — клеток, к­оторые чувствуют горячее, разнообразную боль и чесотку. Оказалось, что можно заблокировать выработку этими клетками натрийуретического гормона, а потом посыпать грызунов любой раздражающей химией — мышь даже не почешется. Приятно, что блокировка никак не сказалась на жизнедеятельности животных. Значит, есть надежда разработать препарат против зуда и для людей.

Нашли группу связи

Активность различных производных антибиотика оливомицина измерили российские медики. Специалисты НИИ по изысканию новых антибиотиков им. Г. Ф. Гаузе РАМН выясняли, что делает оливомицин токсичным для инфекций и опухолей. Оказалось, что наибольший эффект оказывают так называемые ацильные группы в составе молекул. То есть без таких групп антибиотик перестает уничтожать бактерии. Если же ацильные группы находятся в нужных местах, молекулы связываются с ДНК вредителя и начинают активно портить ему жизнь. Антибиотики до сих пор создают методом тыка, то есть смотрят по банку веществ, какое из них п­отенциально губительно для инфекции. Поэтому каждое исследование, выявляющее тонкие механизмы действия антибиотика, имеет огромное значение.

Источники: (1) http://www.nasa.gov/mission_pages/hubble/science/ring-nebula.html. (2) Wada-Katsumata et al. // Science. 2013. Vol. 340. № 6135. Р. 972–975. (3) Santosh K. Mishra, Mark A. Hoon // Science. 2013. Vol. 340. №. 6135. Р. 968–971. (4) Anna N. Tevyashova et al. // The Journal of Antibiotics. Оnline publication. 2013, 22 May.